Войти Зарегистрироваться

Для чего нужны схемы бизнес-процессов и как их правильно выстроить

Бизнес-модель представляет собой обобщённое представление о деятельности компании, схему бизнес-процессов и связи между ними. Проще говоря, она показывает, кому, что и каким образом вы продаёте, а также объясняет, почему это приносит прибыль. Тщательная проработка такой модели перед запуском стартапа помогает получить чёткие ответы о компании, ее доходах.

Зачем нужна

Для стартапов создание бизнес-модели – это начальный этап. Правильно сформулированный вариант позволит:

  • оценить необходимые инвестиции, их размеры;
  • грамотно организовать рабочие процессы;
  • выяснить потенциал бизнеса;
  • наметить направления для дальнейшего роста;
  • убедить инвесторов в прибыльности, перспективах нового проекта.

Формировать модель следует не только начинающим компаниям. Владельцы действующих бизнесов также могут извлечь выгоду из применения этой концепции. Это поможет выявить неэффективные аспекты бизнес-процессов, обнаружить новые возможности для получения прибыли.

Выбор и внедрение новой, более эффективной модели может дать шанс даже убыточному предприятию на второе дыхание, выход на прибыль. Такой радикальный переход называется pivot. В истории есть немало успешных примеров. Один из них – Netflix, который первоначально занимался прокатом DVD. Они вовремя отреагировали на изменения в технологиях и переключились на цифровой контент, что в итоге привело к успеху.

Важно различать модель и бизнес-план. План основан на первой, предоставляет более детализированное видение. Он также включает глубокий анализ рынка, описание маркетинговой стратегии, составление подробного финансового прогноза с расчетами. Бизнес-модель – быстрая оценка общей концепции компании. Ее разработать собственник бизнеса может сам.

Элементы бизнес-модели

Наиболее известным шаблоном является BMC от А.Остервальдера и И. Пинье. Этот инструмент состоит из девяти основных элементов, которые формируют основу бизнеса.

Группы ЦА

Группа ЦА

Эта часть занимает центральное место. Уточните, кто будет вашим покупателем. Важно разобраться в характеристиках клиентов, какие аспекты товара или услуги для них наиболее важны, какую цену они готовы заплатить.

Сегментов аудитории может быть несколько, и для каждого из них нужно создать индивидуальное предложение, учитывающее их потребности, предпочтения. Чем больше деталей о них вы узнаете, тем более эффективной будет реклама, а значит, и продажи возрастут.

Преимущества предложения

Укажите, какие товары или услуги вы собираетесь реализовывать. Проведите анализ: какую проблему клиента решает ваш продукт, почему он должен выбрать вас среди множества конкурентов.

Основная задача заключается в определении ценности для пользователя, которая убедит его приобрести именно ваш продукт.

Способы взаимодействия (реализации) товаров и услуг

Опишите, каким образом вы будете общаться с клиентами, информировать их о вашем продукте. Как донесете ценность своего предложения, какие способы доставки будут использоваться, как будете обеспечивать обслуживание клиентов?

Взаимоотношения с клиентами

Определите свою стратегию привлечения и удержания клиентов.  Также необходимо решить, нужно ли обучать клиентов и каким аспектам, будет ли ваш продукт подразумевать самообслуживание или же потребует вашей помощи.

Каналы получения дохода

Укажите, откуда именно и за что вы собираетесь получать доход. Существуют различные методы заработка, такие как:

  • торговля товарами, услугами;
  • создание подписок;
  • предоставление в аренду или лизинг;
  • лицензирование;
  • получение комиссии за посреднические услуги;
  • размещение рекламы.

Также стоит описать принципы установления цен, способы оплаты. Оцените, какую сумму каждый сегмент вашей ЦА готов отдать. Эти данные помогут выявить финансовую привлекательность вашей бизнес-модели в будущем.

Ключевые ресурсы

Бизнес-ресурсы

Составьте список ресурсов для развития бизнеса. Он включает в себя все, что поможет произвести продукт, донести информацию до покупателей, организовать доставку, продажи.

Основные действия

Опишите:

  • действия, которые будете предпринимать для производства, продажи продукта;
  • способы решения проблем клиентов;
  • подходы к поддержанию и развитию ПО, социальных сетей.

Партнеры

Укажите поставщиков и союзников, с которыми планируете сотрудничать. Оцените взаимные преимущества этого сотрудничества.

Структура затрат

Подробно опишите, на что и сколько средств планируете выделить. Этот раздел поможет лучше понять, какие инвестиции необходимы для запуска, расширения бизнеса, а также какие категории расходов являются крупными.

Виды схем

Схема или диаграмма бизнес-процессов, представляет собой серию последовательно выполняемых шагов, изложенных в форме блок-схемы. В ней различные геометрические фигуры символизируют отдельные этапы процесса, тогда как направление выполнения этих этапов обозначается стрелками.

Их можно разработать по-разному:

  • без применения графических символов;
  • с использованием символов, диаграмм;
  • в зависимости от значимости операций;
  • графико-описательными методами.

Создание бизнес-модели: практический пример

Создание бизнес-модели

Рассмотрим построение на конкретном случае. Предположим, что мы хотим запустить онлайн-курс по ораторскому мастерству. Все можно оформить в удобной таблице:

  1. Целевая аудитория. Курс будет актуален для людей, испытывающих страх перед публичными выступлениями и для желающих улучшить свои навыки.
  2. Уникальное торговое предложение (УТП). Клиенты заинтересованы в обучении от экспертов, и, чтобы стоимость курса оставалась доступной.
  3. Каналы связи. Привлекать покупателей будем через онлайн-рекламу, а также проводить бесплатные вебинары. При этом откроем тестовый доступ к учебной платформе.
  4. Взаимодействие с клиентами. Будет представлено несколько тарифных планов, бессрочный доступ к базе материалов и круглосуточная поддержка от куратора.
  5. Каналы получения дохода. Основные доходы будут поступать от продажи курса и дополнительных индивидуальных занятий.
  6. Главные ресурсы. Для успешного запуска потребуется создать образовательную площадку, открыть группы в социальных сетях, нанять кураторов, организовать рекламные кампании.
  7. Основные действия. Для поддержания ценности продукта необходимо постоянно обновлять учебные материалы, следить за состоянием платформы, обеспечивать фидбэк с учениками.
  8. Партнеры. Важными партнерами станут маркетолог, специалист по онлайн-рекламе, блогеры.
  9. Структура издержек. Затраты будут включать оплату работы спикеров, кураторов, сотрудничество с партнерами, а также бюджет на рекламные кампании. Также потребуется финансирование для разработки, поддержания образовательной платформы.

Анализ показал, что на рынке существует недостаток курсов по ораторскому мастерству, в то время как интерес к ним значительно возрастает. Клиенты готовы инвестировать в квалифицированных спикеров, различные дополнительные услуги.

Постоянный персонал не нужен. Достаточно привлекать специалистов по мере возникновения потребности. Если курс соответствует ожиданиям целевой аудитории, есть высокая вероятность успешного старта, который принесет значительную прибыль.

Разновидности бизнес-моделей

В свое время указанные далее модели были настоящими новшествами. Они принесли значительные дивиденды своим инициаторам. Хотя сегодня их уже сложно назвать чем-то неожиданным, они по-прежнему продолжают обеспечивать доход тысячам фирм.

Вот наиболее эффективные виды:

  1. Производитель. Эти компании создают товары самостоятельно, продают их конечным потребителям, обходя посредников.
  2. Торговый посредник. Он закупает продукцию у производителей, продает её с наценкой.
  3. Брокер. Эти фирмы связывают продавцов и покупателей, получая комиссионные или процент от сделок. К ним относятся торговые площадки, фриланс-биржи.
  4. Франшиза. Доходы поступают от лицензирования успешной бизнес-модели. Многие компании с филиальной сетью используют именно ее.
  5. Аренда. Фирмы предоставляют в аренду помещения или товары. К примеру, каршеринги, коворкинги применяют подобный подход.
  6. Подписка. Предполагает продажу временного доступа к продукту.
  7. Фримиум. Пользователям предоставляется бесплатный доступ к базовым функциям, а деньги зарабатываются на продаже платных допопций. Эта модель активно используется многими мобприложениями.
  8. Реклама. Фирмы получают доход от размещения рекламных материалов на своих платформах.
  9. Краудсорсинг. Подразумевает получение дохода через размещение рекламных объявлений, при этом контент создается самими пользователями платформы.
  10. Бритва и лезвие. Основной продукт предлагают по низкой цене. Прибыль формируют за счет продаж сопутствующих товаров.

Оценка эффективности

Оценка эффективности

Перед тем как внедрить свою модель в практику, важно проанализировать ее:

  1. Анализ конкурентов. Изучите, насколько ваша компания отличается от существующих игроков на рынке. Определите, чем вы превосходите своих конкурентов?
  2. Проверка процессов. Убедитесь в их логичности. Для этого опишите каждый этап продаж.
  3. Сравнение затрат и доходов. Оцените, какой ожидаемый срок возврата инвестиций, какой процент прибыли предстоит получить.
  4. Перспективы масштабирования. Рассмотрите, насколько дело будет легко расширять. Какие факторы могут этому помешать?
  5. Адаптивность. Как быстро бизнес сможет адаптироваться к переменам? Насколько просто будет скорректировать его модель в ответ на изменения внешней среды, например, в случае приостановки поставок важных товаров?

Если в вашей модели выявляются недостатки, этот этап позволит увидеть их и изменить.

Как наш сервис может помочь

Эсборд – это онлайн-платформа, предназначенная для интерактивных взаимодействий и коллективной деятельности. С помощью нашей доски вы можете строить схемы бизнес-процессов, организовать мозговые штурмы, сделать заметки. Этот инструмент оценят креативные команды, маркетологи, разработчики и дизайнеры.

Чтобы пригласить коллег, нужно скопировать ссылку и отправить её им, назначив соответствующие роли. Для добавления элементов на доску у пользователей имеется удобная панель инструментов. Она включает  функции рисования, размещения линий, фигур, стикеров, текста, загрузки фото и PDF-документов, а также готовых шаблонов. Все добавленные элементы можно настраивать по цвету, форме, толщине и размеру.

Эсборд - сервис для совместной работы ваших команд, за который можно платить в рублях.

Присоединяйтесь к нам и не бойтесь потерять доступ к рабочему пространству из-за санкций.

Попробовать Эсборд