Тайм-менеджмент – это комплекс методик управления личным временем. Позволяет экономить, использовать его эффективно. Имеет ряд специфических терминов. Изучавшие эти методики знают, что такое лягушка в тайм-менеджменте. Она символизирует самые неприятные, сложные задания. Те, которые человек стремится откладывать на потом.
После сравнения сложных дел с квакушкой, появилась метафора «съесть лягушку» в тайм-менеджменте. Она подразумевает выполнение неприятных или важных заданий первыми. Термин родился благодаря цитате Марка Твена. Он предлагал с раннего утра съесть это земноводное животное. Тогда за целый день с вами ничего более худшего не произойдет.
Тема очень актуальна. Проблема откладывания задач распространенная, но есть способ с ней справиться.
Что такое метод «Съешь лягушку»
Принцип метода заключается в том, чтобы выполнить неприятную задачу в первую очередь, например в начале рабочего дня. После этого все остальное будет казаться легче.
Этот подход помогает избежать прокрастинации, преодолеть страх (внутреннее сопротивление) перед ответственным делом.
Примерами заданий-квакушек могут быть:
- Звонить клиентам, которые вызывают дискомфорт.
- Посещать стоматолога.
- Напоминать коллегам о долгах.
- Просить начальство о повышении заработной платы.
- Пройти болезненную косметическую процедуру.
Автор концепции лягушки в тайм-менеджменте – Брайан Трейси, психолог-мотиватор (США, Канада). Преподавал темы саморазвития бизнесменам. Написал 45 книг по личностному росту. Почитатель творчества Марка Твена. Использовал его цитату о лягушке, разработал теорию преодоления трудностей при выполнении заданий. Исходя из базовой метафоры, под “лягушкой” понимаются сложные, неприятные или тревожащие задачи.
Трейси разработал также концепцию «слоны и лягушки» в тайм-менеджменте. Под слонами он подразумевал крупные проекты с большой трудоемкостью. К слонам можно отнести:
- Разработку какого-либо проекта в любой отрасли.
- Создание собственного сайта.
- Устройство генеральной уборки в офисе, доме.
- Написание курсовой (дипломной) работы.
К «слонам» трудно приступать из-за масштабов предстоящих работ. Их срок всегда больше одного дня. Уборка растянется до 3 дней. Сайт не на конструкторе создается неделю. «Слонов» делят на куски, называемые «бифштексами». Съедают каждый день по куску до тех пор, пока задание решится.
Проблемы «слонов» в том, что они крупные. Их трудно охватить, учитывать планом. Из-за этого начало перекладывается, пока задачу не разбить на ежедневные «бифштексы».
Проблемы «лягушек» в том, что они хоть мелкие, но сложные, неприятные. Их откладывают из-за дискомфорта.
Почему «лягушки» тормозят продуктивность
С точки зрения психологии и нейронауки, работоспособность снижают факторы:
- Эффект Зейгарник – феномен психологии. Выведен женщиной-психологом Блюмой Зейгарник (СССР, 1920-е годы). Она утверждала, что человек помнит прерванные задачи сильнее, чем завершенные. Мозг психологически напрягается. Усилие сохраняется, пока задание не выполнится.
- Перфекционизм – стремление к совершенству. Желание выполнить задачу идеально. Он бывает здоровый (мотивирующий), или патологический. Второй вызывает тревоги, беспокойство, возможность совершать ошибки. Порождает стрессы от затягивания проблем, сроков.
- Барьер внутреннего сопротивления. Мозг ищет пути с наименьшими трудностями.
- Страх неудач. Боязнь не справиться с трудными задачами, выполнить неправильно.
- Истощение силы воли. При постоянных напряжениях приходят разочарования, неудачи. Самоконтроль слабеет после предыдущих трудностей. Так бывает, когда вставать раньше, чем обычно. Или отказаться от сладкого.
- Отсутствует ясность. Когда не знаешь, что делать в первую очередь, то задание просто откладываешь.
Когда мозг сталкивается с угрожающими, неприятными задачами, он активирует стресс. Вызывается реакция «бей-беги», человек избегает трудной задачи.
Как применять метод на практике
Метод поедания «лягушки» в тайм-менеджменте подразделяется на конкретные шаги:
- Определение «лягушки» – трудной (значимой, неприятной) задачи на день. Той, которая требует много сил. Поиск редкой книги, собеседование, ежегодный баланс.
- Расставить приоритеты. Выделить «лягушке» первое место. Мотивировать себя. Считать задание потенциальным ростом, а не мучением. Если проблем много, выбирать самую неприятную в первую очередь.
- Планировать заранее. Подготовка материалов с вечера, чтобы утром выполнять работу.
- Не думать о сложном задании до начала. Когда время пришло, делать первый шаг. Дальше действия будут неизбежными.
- Работать в пиковое время (утро, если вы жаворонок).
- Концентрироваться на главном деле. Устранить отвлечения. Не прерываться на уборку, выполнение заказов.
- Декомпозиция задачи. Метод «съесть лягушку» тайм-менеджмента выполнять частями. Разбить сложный процесс на составляющие. Преодолевать отдельными этапами.
- Вводить ритуалы или привязываться к существующим традициям. Должно быть закрепление успеха. Его нужно отметить триггером, записать.
Применять метод можно в разных сферах: на работе, в учебе, дома, при занятии спортом. В личной жизни – сменить масло в двигателе авто, поменять парикмахера. В работе – требовать от начальника повышения зарплаты, указать сотруднику недостатки. Тренироваться сначала с неприятными упражнениями, когда много сил. В образовании пойти на курсы повышения квалификации.
Создавать рабочую среду. Выключить уведомления с телефона и компьютера. Главное внимание – задаче. Исключить второстепенные факторы. Назначать себе вознаграждения после выполнения сложных дел. Важна адаптация принципа лягушки в тайм-менеджменте с биологическими ритмами. Для сов пик перенести на вечер.
Адаптация метода под разные типы задач
Разные виды «лягушек» требуют различного подхода. Например:
- Интеллектуальные задачи создают ментальные блоки, тормозящие рабочий процесс. Необходимо концентрироваться на задаче, прилагать ментальные усилия. Внутренне мотивировать себя. Разбивать задание на части.
- Эмоционально неприятные коммуникации вызывают страх конфликтной ситуации. Повышают тревожность, отвлекают внимание. Надо назначать такую работу заранее и наметить вознаграждение. Устранить отвлекающие факторы.
- Рутинные обязательные работы снижают интерес. Вызывают застой и демотивацию. Нужно делать первый шаг. Демотивация будет снижаться.
- Неясно поставленная задача приводит к неуверенности в ее решении. Порождает беспомощность, снижение уровня самооценки. Нужно делать сразу, места неприятным мыслям не будет. Вырисуется последовательность. С каждым делом хвалить себя, повышать самооценку.
- Творческие задачи «лягушки» в тайм-менеджменте решать со свежей головой в первую очередь. Тогда максимально проявится креативность, оригинальное мышление.
- Масштабные проекты разбивать на части. Строить план-график. Ответственные задания планировать на время самой высокой продуктивности.
Для любых заданий применять планирование. Первые приоритеты присваивать сложным работам, в наиболее продуктивное время. Поощрять себя. Загружать позитивными мыслями, эмоциями.
Как превратить метод в привычку
Сделать принцип привычкой можно, когда применять его постоянно, мотивировать себя. Следует делать следующее:
- Создавать ритуалы-якоря. Привязать процесс к устоявшимся привычкам (традициям). Например, после выпитого кофе утром.
- Отслеживать успехи. Отмечать прогресс продуктивности, эмоционального состояния.
- Принцип «не пропускай дважды». Пропущенный день нельзя повторять два раза подряд.
- Использование социального контракта и системы наград. Заявить коллегам о планах «поедания». Найти для этого соратника. Ввести поощрения за выполненные неприятные задания.
Пример длительного внедрения – когда в одном отделе затягивался срок внедрения программного комплекса. Утомительно было писать документацию. Руководитель ввел командные сессии по утрам 9:00-11:00. Отменялись звонки, встречи. Спустя 20 дней график наверстали. Сотрудники охотно брались за сложные задачи. Метод «съешь лягушку в тайм-менеджменте» сработал на 100%.
Пример студентки, которая в написании дипломной работы затягивала подготовку раздела исследований. Потом выделила 3 часа утром, отключив телефоны и медиа. Преодолев первые тяжелые дни, дальше написала в срок этот раздел с отличной оценкой.
Мотивацию следует поддерживать: после 2 недель падает энтузиазм. Нужна поддержка напоминаниями, триггерами, критериями успешности.
Альтернативные техники тайм-менеджмента
Система управления временем для бизнеса использует другие методы:
- Техника Помидора. Рабочий алгоритм разбивается на интервалы по 30 минут. В них 25 минут – работа, 5 минут – расслабление. Исчезает ощущение бесконечности процесса. Видно, когда можно отдохнуть. У человека сохраняется баланс для разделения работы и отдыха.
- Метод швейцарского сыра – для больших объемов работы. Работа – это сыр. Дырки – отдельные дела. Каждый день отводится для конкретного вопроса. Например, вечером 30 минут – для подготовки сложного доклада.
- Матрица Эйзенхауэра определяет 4 варианта планов дел: важных срочных, важных несрочных, срочных неважных, несрочных неважных. Сразу видны приоритеты выполнения. Легко расставить задания в плане-графике.
- Метод ABCDE также делит дела на уровни важности. В том числе А – очень важных; В – важных; С – желательных; D – которые можно перепоручить; Е – ненужных. Тоже выделяются дела высокого приоритета. Остальные можно распределять по свободному времени, учитывать степень важности.
- Правило 2 минут. Обязательно выделять 2 минуты для краткосрочных обязанностей. Так не накопятся мелкие дела, требующие быстрого решения.
Альтернативные методы по-разному решают различные задачи. Поэтому их можно комбинировать с «лягушкой», самой первой и неприятной. Решения станут комплексными, эффективными.
Заключение
Что такое лягушка в тайм-менеджменте? Метод «поедания» помогает выполнять задания легко, быстро. Повышает мыслительные способности, организует и мотивирует. Снижается тревога, беспокойство. Приходит уверенность в своих силах. Вы избегаете стрессов, авралов в работе.
Но стоит помнить, способ применим к заданиям короткого срока – на час-другой. Он не универсальный. Кто-то предпочитает начинать с легких дел, хоть это не так продуктивно. Важно использовать данный принцип в комбинации с другими инструментами тайм-менеджмента.
Если вы стремитесь к организации и успеху в делах, начните применять эти инструменты. Сосредоточьтесь на важном, повысьте производительность. Исключите проблемы в делах. Создайте комфортную атмосферу. Приступайте к первой «квакушке» уже завтра. Если читаете статью утром, начинайте прямо сейчас.