Многие современные компании используют нестандартные форматы обсуждения для поиска креативных идей, которые позволят повысить эффективность бизнес-процессов. Среди них популярный метод решения задач брейнсторминг, который в переводе на русский язык означает мозговой штурм. Он позволяет команде специалистов с разным опытом и точками зрения генерировать идеи. Их разнообразие является стимулом творческого процесса и дает наиболее полное представление о поисках возможных решений. Доска для мозгового штурма применяется для надежного хранения данных, обмена ими и визуализации информации при коллективной работе над проектом.
Преимущества мозгового штурма
Специалисты выделяют способность метода значительно повышать эффективность работы всех членов команды и их вовлеченность в процесс. Согласно данным проведенных исследований, участники брейнсторминга совместными усилиями генерируют лучшие идеи, развивая навыки командной работы.
Почему техника популярна:
- при помощи нее осуществляется поиск нужных решений;
- для организации мозгового штурма не потребуется особых вложений;
- метод находит применение для решения разных задач;
- в результате развивается ценный навык командной работы, что позволяет снизить эмоциональную напряженность в группе из-за конкуренции и вовлечь в процесс обсуждения всех заинтересованных лиц.
Технику активно используют маркетологи для поиска новаторских идей, разработчиками для создания и внедрения инновационного программного обеспечения, руководителями предприятий, которые хотят найти оптимальный выход из кризисной ситуации и определить точки роста. Использование метода дает возможность более глубоко изучить вопрос и прийти к согласованному решению в меняющихся рыночных условиях.
Правила мозгового штурма
Чтобы применение техники было максимально продуктивным, важно придерживаться ряда рекомендаций по ее проведению:
- Полное отсутствие критики. Развитое критическое мышление считается важным элементом выстраивания бизнес-процессов, потому что в его основе заложен анализ данных и формирование обоснованных выводов. Однако при проведении мозгового штурма применение этого подхода нежелательно. Участники не смогут расслабиться, чтобы выдавать неординарные идеи. В результате процесс обсуждения зайдет в тупик.
- Приоритеты отдаются не качеству, а количеству новых концепций. Однако в конечном итоге, если участники придерживаются этого правила, качество возьмет верх. Чем большее количество идей будет получено от одного участника, тем легче будет найти в них ценное зерно.
- Чем более безумные решения предложены, тем выше шанс выйти победителем из положения. На первый взгляд может показаться, что воплощение в жизнь предложенных идей невозможно, но при детальном рассмотрении они могут помочь вывести бизнес на новый уровень развития.
Парадокс состоит в том, что предложение абсурдных на первый взгляд идей служит важным элементом для генерации решений.
Этапы мозгового штурма
При подборе участников нужно учитывать индивидуальные свойства и характеристики коммуникативной личности. Кому-то генерация идей дается очень легко и не требует особых усилий. В то время как другой человек может испытывать страх или неловкость при выдвижении своих задумок, и нуждается в подбадривании. Важно помнить, что участие в мозговом штурме предполагает возможность самостоятельно интерпретировать данные, чужие мнения и правила. Однако никто не может в процессе обсуждения оценивать правдоподобность утверждений и логичность аргументов. Это можно будет сделать после окончания брейнсторминга при подведении итогов встречи.
В команду принято приглашать людей, обладающих разным темпераментом и придерживающихся разных подходов к работе. Важно подобрать участников с кардинально отличающимися взглядами друг от друга. Особую роль может сыграть их гендерная принадлежность и возраст. Исследование показали, что оптимальным количеством собеседников считается 7 человек. Но для решения разных задач число участников может быть изменено.
Какие этапы включает в себя процесс мозгового штурма:
- Определение правил встречи. Человека, который выдвигает свою кандидатуру для управления дискуссией с целью повышения ее эффективности, называют фасилитатором. В его задачи входит формулирование цели мероприятия и донесение ее до каждого участника. При этом важно убедиться, что у присутствующих нет возражений. Основным правилом, которого будут придерживаться на протяжении всего процесса, считается отсутствие критики по отношению к идеям других участников.
- Основные характеристики ситуации. Чаще всего тема мероприятия озвучена заранее. Такой подход дает команде время настроиться на плодотворное обсуждение. Важным фактором успешности процесса считается емкое обозначение задачи на начальном этапе. Если проблема хорошо сформулирована, то ее можно уместить на половине листа формата А4. Доказано экспериментально, что эффективность метода будет повышена, если крупные задачи, которые требуют комплексного подхода в решении, делить на несколько мелких. Например, цель, связанная с успешным продвижением продукта на рынке, может быть разделена на несколько мелких задач. Первый штурм предполагает совместный поиск площадки, где будет размещена реклама, на втором штурме рассмотрят потребности определенной аудитории, а на третьей встрече выбирают рекламную кампанию проекта.
- Развитие креативного подхода. Перед началом процесса инициатор встречи проводит небольшую подготовительную разминку. К примеру, он может попросить придумать новые способы применения всем известного предмета. Их должно быть не меньше 30.
- Поиск креативных идей. Время заранее планируется, процесс генерации проходит в течение определенного периода. На этом этапе любые критические замечания запрещены. Все предложения учитываются, даже если они покажутся кому-то абсурдными и неуместными в конкретной ситуации.
- Анализ предложенных идей и выбор наиболее подходящей из них под запрос проекта. Оценку проводят сотрудники, которые не принимали участие в мозговом штурме, они станут независимыми экспертами.
Перед началом заключительного этапа выбирают критерии, которые будут использованы. Все идеи анализируются беспристрастно: наиболее удачные варианты не должны чрезмерно поощряться, а неудачные концепции не могут подвергаться излишней критике. Критерии определяются либо инициатором встречи, либо путем голосования всех заинтересованных лиц. К примеру, можно проводить оценку с учетом стоимости объекта, простоты его воплощения в жизнь, уровня полезности и новизны эксперимента.
При условии, что лучшую концепцию из предложенных на мозговом штурме, фасилитатор выберет сразу после окончания процесса, он должен поделиться своим решением с командой. Если обратная связь отсутствует, участники будут демотивированы.
Ошибки при проведении мозгового штурма
Чтобы избежать риск появления недочетов, которые могут оказать влияние на эффективность выбранных решений, следует заранее познакомиться с самыми распространенными ошибками.
Отсутствие контроля процесса со стороны инициатора
Проведение мозгового штурма предполагает предоставление свободы участникам. Однако фасилитатор не должен выбирать для себя роль стороннего наблюдателя за происходящим на встрече. Дискуссия должна модерироваться кем-то извне. Когда заинтересованные лица ловят внутренний драйв, они полностью раскрепощаются. В это время люди начинают перебивать друг друга, пытаясь защитить свою идею, что снижает эффективность общего обсуждения. Инициатор следит за временем и соблюдением правил.
Привлечение участников, далеких от понимания значимости проекта
Использование метода предполагает привлечение к обсуждению сотрудников с недостаточной компетенцией. Но важным критерием отбора участников считается заинтересованность в его проведении у каждого лица. Люди должны иметь какое-то отношение к обозначенной проблеме.
Поощрение людей, принимавших участие в обсуждении
Если кто-то получает поощрение, возникает конкуренция между всеми участниками дискуссии. В результате чего у них могут появиться негативные эмоции, ухудшающие взаимодействие. Сотрудники, чьи идеи не были оценены по достоинству, зачастую теряют интерес к обсуждению. Акцент в таком мероприятии должен быть сделан на командную работу.
Отсутствие инициации процесса со стороны фасилитатора
Если по каким-то причинам обсуждение идет плохо, и новые участники недостаточно активно включаются в процесс, фасилитатор должен вмешиваться в процесс, управляя им и задавая нужное направление. Это поможет координировать действия всех заинтересованных лиц, что скажется на эффективности встречи.
Соблюдение субординации и очередности
Важно понять, что строгая субординация уместна при проведении обсуждения какой-либо проблемы. Когда проходит мозговой штурм, соблюдение дистанции между руководителями и подчиненными тормозит креативный подход, а в некоторых случаях даже создает чрезмерное напряжение.
Варианты проведения мозгового штурма
Если создать слишком большую группу для проведения техники брейнсторминг и проводить ее в онлайн формате, то в эфире будут часто возникать ненужные шумы, а кто-то из участников будет не успевать отслеживать общее обсуждение. Чтобы сделать процесс более эффективным, можно воспользоваться рекомендациями:
- использование специальных интерактивных досок, позволяющих вести чаты и делать заметки – так можно избежать шумовой нагрузки и дать возможность участникам иметь в открытом доступе все обсуждаемые идеи;
- деление команды на небольшие группы – участникам будет комфортно работать вместе с несколькими единомышленниками, идеи каждого будут услышаны и рассмотрены при подведении итогов.
Платформа Pruffme для проведения видеоконференций позволяет пользователям выбирать удобный размер доски 6000 и 12000 px. Цвет фона – нейтрально светло-серый. Инструменты расположены в нижней части экрана. Поиск нужного функционала не займет много времени. Есть ограничения по количеству участников в мероприятии: 25-30 человек могут проводить мозговой штурм одновременно. При желании можно воспользоваться библиотекой, где собрано большое количество нужной информации, включая возможность онлайн генерации идей, mind map и swot-анализ.
Участники конференции могут оставлять сообщения и прикреплять медиа-форматы. При блокировке какого-то объекта удалить его может только инициатор беседы. Можно воспользоваться бесплатным и платным тарифами. Бесплатный тариф позволяет создать любое количество досок, однако работать на каждой из них может создатели и еще один пользователь. Платный тариф предполагает внесение 250 руб. за участие каждого человека.
Виртуальное пространство GetLocus предлагает пользователям воспользоваться доской для проведения бизнес-встреч, которая выглядит как лист тетради в клетку, увеличенный в несколько раз. В рабочую зону можно загрузить видео с Youtube, файл PDF с определенными ограничениями по размеру, любое изображение. Контент удобно рассматривать на полном экране или в отдельных фреймах. Вести работу можно в трех тарифах:
- бесплатно – создание трех досок, приглашение 7 участников, хранение 100 мб файлов;
- фиксированная цена 2990 в месяц – 15 виртуальных пространств, 25 приглашенных человек, хранение 250 мб файлов;
- расчет цены по каждому участнику или часам работы – расширенные возможности, использование персональной помощи в организации встреч.
Сервис для развития бизнес-проектов sBoard представлен бесконечным пространством, вид которого может изменяться. Пространство может быть в клетку, в точку и без обозначений. Особенностью является возможность взаимодействовать с другими участниками только с помощью действий на доске. Других форматов не предусмотрено. При помощи базового бесплатного тарифа можно создать одну доску. Оптимальный тариф стоимостью 745 руб. в месяц позволяет менять фон и выбирать разные курсоры. Количество досок: до 25 штук. В профессиональном тарифе стоимостью 945 руб. в месяц количество виртуальных пространств для работы не ограничено.
10 лучших онлайн-досок 2024 для мозгового штурма
Инициаторы конференций знают, что виртуальная доска для мозгового штурма – залог повышения эффективности бизнес-процессов. Существует много сервисов с удобными пространствами для видеовстреч.
Платформа Miro дает возможность воспользоваться бесплатным доступом. Без выбора платного тарифа инициатор может создавать не более 3 досок. Названия инструментов даны на английском языке. Создателю нужно зарегистрироваться через гугл, либо выбрать любой другой удобный способ. Возможна регистрация для других пользователей. На платных тарифах предусмотрены более гибкие условия доступа.
Сервис Mural напоминает Miro по своим возможностям, если говорить о бесплатном тарифе. Его используют для ведения проектов, предполагающих применение сложной визуализации. К примеру, проведения мозговых штурмов, создание «досок настроения», которые отражают концепцию будущего продукта.
Виртуальная платформа Stormboard по удобству применения бесплатной версии похожа на вышеописанные варианты, однако в ней пользователь может создать 5 бесплатных досок. Особенностью пространства называют наличие разных шаблонов для создания интерактивных карт и презентаций.
Google Jamboard позволяет создать любое количество бесплатных виртуальных досок. Особенностью является оформление интерфейса на русском языке. Регистрация других пользователей не обязательна, им достаточно перейти по ссылке.
Witeboard считается минималистичным инструментом для визуализации (возможно рисование прямых линий разных цветов). Доступ к работе возможен без регистрации. Количество досок в бесплатном тарифе не ограничено.
Ziteboard известна простым интерфейсом и наличием всех необходимых базовых инструментов. Пользователей можно добавлять в качестве наблюдателей за происходящим процессом. При использовании бесплатного тарифа осуществляется доступ к трем доскам. Возможность делиться их содержимым с другими участниками отсутствует.
BitPaper предлагает гибкую настройку внешнего вида доски и возможность использования стандартного функционала. Гости получают доступ без регистрации. Предусмотрена возможность сохранения информации в PDF-файле.
Понятный интерфейс IDroo позволяет рисовать, использовать текстовые файлы и формулы. В бесплатной версии есть доступ к пяти доскам. Без выбора тарифа невозможны аудио- и видеозвонки.
Eldoska имеет интерфейс на русском языке. Инициатор может создать до 10 виртуальных досок в бесплатной версии. Есть возможность вводить данные через любой удобный гаджет. Встречи можно сохранять в виртуальном пространстве.
Доска для мозгового штурма sBoard предлагает пользователям пройти регистрацию через VK. Интерфейс на русском языке. Бесплатная версия ограничивает использование трех досок. Экспорт файлов в PDF отсутствует без выбора платного тарифа.
Резюме и рекомендации
Далеко не все идеи, которые были сгенерированы в процессе мозгового штурма, можно оценить сразу после его проведения. Важно учитывать риски неудачных экспериментов и соблюдать правила повышения эффективности этой техники.