>

Геймификация в HR: инструмент повышения мотивации и вовлеченности персонала

Эти инновационные явления в управлении персоналом занимают все более важную роль. Исследования и практика показали, что внедрение элементов игры, игровых методик в кадровой политике эффективно работает. Геймификация в HR мотивирует и вовлекает работников в производственные процессы с большим интересом. Позитивно влияет на профессиональное развитие, корпоративное обучение, продуктивность работы. Внедряется игровая практика в кадровые процессы с помощью стратегического планирования.

Современная кадровая сфера сталкивается с проблемой: снижается увлеченность сотрудников работой, следующая за потерей интереса к рабочим процессам. Это вызвано неуверенностью в стабильности сотрудничества с компанией из-за регулярных увольнений. Опытные специалисты уходят, новичкам не на кого равняться в производственных процессах. Растет текучесть кадров. Снижается производительность. Уменьшается поток клиентов.

В поисках методов удержания специалистов, грамотные управленцы HR стали применять игровые алгоритмы в кадровой политике. Они уже распространены в образовании, повышении квалификации. На этом фоне HR-менеджеры начинают с успехом использовать игровые технологии для привлечения и удержания ценных кадров. У персонала появляется удовлетворенность работой, повышается мотивация, растет результативность.

Геймификация в управлении кадрами становится не просто модой, а стратегическим инструментом. Он усиливает корпоративную культуру, оптимизирует адаптацию поступающих новичков. Развивается команда и ее дух, растет производительность. Это достигается благодаря интеграции игровых технологий с повседневной деятельностью компаний. Одновременно усиливаются в качестве внутренние коммуникации.

Что такое геймификация

Геймификацией называются процессы, в которых управленцы пользуются игровыми механиками – симуляциями, квестами, с элементами игры – баллами и миссиями, бейджами, лидербордами, уровнями и наградами. Применяют это в развитии командного взаимодействия, корпоративного обучения. Состоявшийся факт, что геймификация давно вышла за пределы игр и применяется в бизнесе, HR, образовании.

Когда традиционные модели в управлении стали меняться цифровыми форматами, это превратилось в катализатор развития HR-методик. Такая трансформация выводит геймификацию на ведущее место в кадровой политике.

Почему геймификация актуальна именно сейчас

Игровые процессы становятся актуальными, потому что их внедрения в производственные отношения дают эффективные результаты. Активируется интерес людей к работе, с их увлеченностью усиливаются тенденции стабилизации кадрового потенциала. Улучшаются профессиональные показатели, растет производительность.

Изменились подходы в HR: от административно-волевых, приказных методов, успешные кадровики переходят к вовлекающему способу решения задач. Игровая направленность задействует психологические механизмы, основы базовых человеческих инстинктов соревновательности, стремления к наградам.

Цифровое поколение Y

Миллениалы

Миллениалы – родившиеся люди в 1984–2000 гг., воспринимают игру как естественный формат. Их молодежь формировалась с видеоиграми, с радостью переносила игровые темы в повседневную бытность. Миллениалам свойственны жизненные принципы:

  • Мотивационное стремление к психологической комфортности.
  • Статусность. Уважение лидерства, достигаторства.
  • Акценты на результатах и вознаграждениях, но не на процессах.
  • Потребности в качественной новизне с открытиями и поощрениями.
  • Важность обратных связей. Наглядность результатов с внедрением пожеланий.

Поэтому при выборе вакансий и профессий миллениалы движутся интересами, смыслом, карьерным ростом, командной и корпоративной культурой. При выборе профессии они отдают предпочтение цифровым технологиям, новым медиа: SMM-специалистов, контент-менеджеров, тревел-блогеров и инфлюенсеров, fashion-консультантов. Особенно популярны направления в 3D, веб-дизайне, Digital, CRM-маркетинге, веб-аналитике, креативном консалтинге.

Остается подчеркнуть, что в 2025 году среди сотрудников в среднем находится около 70% миллениумов.

Пример роста показателей

Наблюдения показывают результативность применения геймификации по основным бизнес-показателям:

  • Рост продуктивности среди крупных компаний. В Гугл и Майкрософт внедрение игровых элементов в обучение и мотивацию повышает производительность в среднем на 20-30%.
  • Вовлеченность, по исследованиям Mordor Intelligence, растет на треть.
  • Эффективность, прибыльность вложений ROI растет в короткие сроки после внедрения.

В итоге, вовлеченные команды приносят компаниям прибыльность более высокую на 20%.

Основные механики геймификации в HR

С игровыми методиками задачи выполняются оперативно и с удовольствием, когда компании создают внутри мотивирующую динамичную среду. Интегрируют сотрудников в общую миссию ради стратегической цели, пользуясь ключевыми элементами геймификации:

  • Мотивация с пошаговым последовательным прогрессом, визуально разбитым на мини-цели. Отдельные, наглядно наблюдаемые задания, легко выполняются, с переходом на следующий уровень. Оформляя шаги в виде отдельных интерактивных квестов, в итоге даже сложные задания исполняются с интересом, осознанно и быстро.
  • Подчеркивание статусов в виде рейтингов, размещенных в лидербордах (таблицах лидеров). Это стимулирует активность сотрудников. Они видят свое ведущее место среди коллег за неделю, в отдельных заданиях. Помогает выделение значками (бейджами) в конкретных достижениях.
  • Вознаграждения в виде материальных премий и нематериальных бонусов, грамот, символических наград. Азарта добавляют случайные распределения наград среди успевающих в срок. внутренняя валюта. Стимулирует хождение внутренней символической валюты, положительные отзывы корпоративными новостями.
  • Социальная вовлеченность выражается в проведении командных игр, интерактивных челленджей, объявлениях благодарностей отличившимся или лидерам.
  • Визуализация прогресса выставленными на обозрение наглядными диаграммами и графиками. Присуждение баллов и уровней в соревнованиях.

Комплексное применение таких методов кадровыми службами укрепляет сплоченность коллективов, выводит компании на стабильный уровень развития.

Примеры применения геймификации в HR

Мужчина за ноутбуком

Использование игровых механик в рекрутинговой политике значительно усиливает заинтересованность потенциальных кандидатов на вакансии. Облегчают адаптацию новичков, обучение работников со стажем. Примерами служат практики от успешных компаний.

Адаптация новых сотрудников

Тестирование профессионального мастерства в виде конкурсов и соревнований, интерактивных квестов с игровыми механиками облегчают новичкам адаптацию в командах. Они быстрее притираются, становятся полноценными членами коллектива. Металлургический холдинг «Металлоинвест» внедрил обучающие курсы с элементами игры, включая проверку знаний. Со слушателями общается не скучный лектор, а виртуальный помощник. Такие формы адаптации с интерактивными тестами и видео уроками одобряет подавляющее большинство участников.

Обучение и развитие

В учебном процессе главное – усвоение. В корпорациях практикуются видео о внутренних правилах с проверками знаний интерактивным тестированием. Участники ощущают при таком подыгрывании прогресс, желают играть дальше. Так поступают в американском розничном магазине Walmart, с помощью компьютерной игры проверяющем, как соблюдается техника безопасности. Игроки в челленджах наделяются важными миссиями, поощрениями и рейтингами.

Подобным образом знакомят с правилами в Yota, в том числе с офисными программами.

Рекрутинг

Выбор кандидатов с игровыми симуляциями использует Сбербанк. Соискателю предлагают погрузиться в отвлеченную игру, перенестись в роботизированный космос 2050 года. Реальность вымышленная, но действия играющего оцениваются по более 30 параметров. Изучаются профессиональные и психологические аспекты, системное мышление, ориентированность на клиентов. Отчет выдается поступающему и проверяющему.

Еще дна симуляция Сбербанка – в виртуальном отделении работники смогут протестировать свои профессиональные способности для любых должностей – от оператора до управляющего.

Корпоративная культура

Яркий пример – разработка цифрового интегратора QSOFT банку «Открытие». Внедрена мобильная сетевая среда, в которой сотрудников награждают внутренней валютой за каждую благодарность. Сотрудники внутри собираются в команды по интересам и актуальным проблемам, получая знаки за активность. Введены спецпредложения со скидками на рейтинговые услуги и товары. Сотрудники увлечены программами и собственной работой, продуктивно трудятся.

Внутренние процессы и продажи

Усиление мотивации, повышение эффективности, улучшение процессов достигается в Tele2, МТС игровыми формами. Выполняя определенные задачи, участвуя в проектах и обучаясь на курсах, работники наделяются баллами и наградами. Степень активности и компетентности, объемы продаж соответственно оцениваются.

Платформы для геймификации

Платформы для геймификации

В деловых кругах уже приобрели высокую популярность ведущие сервисы. Они помогают решать разные задачи в рекрутинге игровыми формами. Здесь описаны наиболее эффективные.

Playmotiv

Направленность испанской платформы – повышать вовлеченность, активизировать продажи. По статистике компании, мотивация кадров увеличивается на треть. Производительность растет на 20%. Игровые алгоритмы наделяют сотрудников интересными миссиями в разнообразных челленджах. Выделяют им вознаграждения, присваивают рейтинги. Игра интегрируется в процессы корпорации.

ACHIVX

Международная платформа обладает гибким функционалом и богатыми настройками на внутреннюю лояльность и геймификацию. Подключаются мотивирующие алгоритмы с баллами и наградами по виртуальным достижениям и ступеням прогресса. Программа предпочтительна для компаний, сфокусированных на высокую вовлеченность команд и рост KPI.

GFoundry

Программа эффективно внедряется в системы HRM для создания обучающих квестов, проведения тестирований, решения задач с балльными оценками. Визуализирует прогрессы по достижениям, с отражением в личных профилях. Работники активно участвуют в корпоративном обучении, успешно развиваются, проходя многоуровневую мотивационную систему.

Когда стоит внедрять геймификацию

Опытными HR-специалистами выведены типичные «тревожные звоночки», требующие срочно вмешиваться в методики кадровой политики. Именно с такими признаками рекомендуется активно применять игровые формы взаимодействия в компании:

  • При высокой текучести кадров. Сотрудники недостаточно вовлечены в корпоративную культуру. Поможет игровая соревновательность с рейтингами, командными заданиями. Это способствует сплоченности, минимизации стрессовости. Стимулирует к долгосрочному участию в процессах компании.
  • Когда резко падает индекс лояльности eNPS работников в компании, говорящий о снижении их удовлетворенности в бизнес-процессах. Игровые формы катализируют позитивные преобразования, с повышением мотивации и укреплением эмоциональной связи между компанией и работниками.
  • Проблема в адаптации и обучении. Помогают игровые программы с наставничеством, пошаговые квесты, поощрение баллами. Так ускоренно осваиваются обязанности, с повышением лояльности к руководству.
  • Низкое командное взаимодействия. Слабый обмен опыт между подразделениями, сотрудниками из разных поколений. Играми стимулируются опытные кадры к наставничеству и передаче навыков молодым сотрудникам в гайдах, устно, в видео инструкциях.

Игровые методики следует комбинировать с цифровой аналитикой, маркетинговыми и корпоративными инициативами.

Как внедрить геймификацию в HR

Геймификация

Эффективно геймифицировать предприятие возможно только со стратегическим планированием и последующим поэтапным внедрением. Потребуются пошаговые действия:

  • Определиться с целями. Усилить вовлеченность, снизить текучесть, повысить объемы продаж, улучшить квалифицированность кадров. С четкой постановкой задач сформулируются метрики и игровые сценарии.
  • Проанализировать текущую ситуацию: какая мотивированность, ротация кадров, удовлетворение от обучения и внутренней культуры. Определить потребности команды для подбора инструментов.
  • Настроить мотивационные триггеры. Одни люди требуют похвалы, другие – признания коллективом. Удовлетворение играми их ожиданий повысит продуктивность работы.
  • Разработать прозрачную систему вознаграждений с виртуальными значками, сертификатами, брендированием, бонусами.
  • Внедрение лидербордов с рейтингами, визуализацией прогрессов и открытых коммуникаций. Объяснение целей геймификации – для снижения сопротивления, и одобрения инициатив.
  • Использовать описанные и другие цифровые платформы. Их настраиваемые интерфейсы позволят интегрироваться с аналитикой, контролировать все процессы.
  • Регулярно оценивать результаты по KPI. Учитывать, как растет вовлеченность и продуктивность, показатель по продажам.

Геймификацию следует расценивать как вложения в развитие человеческого капитала. Она обеспечит рост эффективности компании и конкурентоспособности.

Будущее геймификации

Игровые механики становятся необходимой составляющей в кадровых стратегиях. По прогнозам Mordor Intelligence, на рынке HR ожидается рост внедрений геймификации ежегодно около 20% вплоть до 2030. Упор будет в сторону персонализации игровых методик, используя виртуальную и дополненную реальность, адаптивность решений.

Внимание будет уделяться социальным аспектам, программам лояльности, осведомления людей о политике компании, культуре и бренде. Продолжатся инновации с искусственным интеллектом, гибридными моделями взаимодействий, включая мероприятия в офлайн. Развиваются методики с анимацией и интерактивными компонентами.

Заключение

Общее резюме о роли игровых методик – геймификация в HR становится не просто полезной. Она имеет решающее значение в повышении эффективности бизнес-процессов. Реально воздействует на продуктивность работы компаний, приводит к росту продаж и прибыли – за счет формирования вовлеченных команд, сплоченных общей целью и миссией.

Эсборд - сервис для совместной работы ваших команд, за который можно платить в рублях.

Присоединяйтесь к нам и не бойтесь потерять доступ к рабочему пространству из-за санкций.

Попробовать Эсборд