>

Геймификация в HR: инструмент повышения мотивации и вовлеченности персонала

Эти инновационные явления в управлении персоналом занимают все более важную роль. Исследования и практика показали, что внедрение элементов игры, игровых методик в кадровой политике эффективно работает. Геймификация в HR мотивирует и вовлекает работников в производственные процессы с большим интересом. Позитивно влияет на профессиональное развитие, корпоративное обучение, продуктивность работы. Внедряется игровая практика в кадровые процессы с помощью стратегического планирования.

Современная кадровая сфера сталкивается с проблемой: снижается увлеченность сотрудников работой, следующая за потерей интереса к рабочим процессам. Это вызвано неуверенностью в стабильности сотрудничества с компанией из-за регулярных увольнений. Опытные специалисты уходят, новичкам не на кого равняться в производственных процессах. Растет текучесть кадров. Снижается производительность. Уменьшается поток клиентов.

В поисках методов удержания специалистов, грамотные управленцы HR стали применять игровые алгоритмы в кадровой политике. Они уже распространены в образовании, повышении квалификации. На этом фоне HR-менеджеры начинают с успехом использовать игровые технологии для привлечения и удержания ценных кадров. У персонала появляется удовлетворенность работой, повышается мотивация, растет результативность.

Геймификация в управлении персоналом становится не просто модой, а стратегическим инструментом. Он усиливает корпоративную культуру, оптимизирует адаптацию поступающих новичков. Развивается команда и ее дух, растет производительность. Это достигается благодаря интеграции игровых технологий с повседневной деятельностью компаний. Одновременно усиливаются в качестве внутренние коммуникации.

Что такое геймификация

Геймификацией называются процессы, в которых управленцы пользуются игровыми механиками – симуляциями, квестами, с элементами игры – баллами и миссиями, бейджами, лидербордами, уровнями и наградами. Применяют это в развитии командного взаимодействия, корпоративного обучения. Состоявшийся факт, что геймификация давно вышла за пределы игр и применяется в бизнесе, HR, образовании.

Когда традиционные модели в управлении стали меняться цифровыми форматами, это превратилось в катализатор развития HR-методик. Такая трансформация выводит геймификацию на ведущее место в кадровой политике.

Плюсы и минусы геймификации в управлении персоналом

Преимущества:

  1. Повышает вовлеченность и мотивацию персонала.
  2. Способствует укреплению командного взаимодействия.
  3. Обеспечивает оперативную обратную связь.
  4. Увеличивает уровень удовлетворенности сотрудников компании.

Недостатки:

  1. Возможное снижение фокуса на рабочих обязанностях.
  2. Отсутствие универсальности игровых методик для всех членов коллектива.
  3. Ограниченный период эффективности без постоянного обновления игровых элементов.

Почему геймификация актуальна именно сейчас

Геймификация для привлечения молодых специалистов становится актуальной, потому что её внедрение в производственные отношения дает эффективные результаты. Активируется интерес людей к работе, с их увлеченностью усиливаются тенденции стабилизации кадрового потенциала. Улучшаются профессиональные показатели, растет производительность.

Изменились подходы в HR: от административно-волевых, приказных методов, успешные кадровики переходят к вовлекающему способу решения задач. Игровая направленность задействует психологические механизмы, основы базовых человеческих инстинктов соревновательности, стремления к наградам.

Цифровое поколение Y

Миллениалы

Миллениалы – родившиеся люди в 1984–2000 гг., воспринимают игру как естественный формат. Их молодежь формировалась с видеоиграми, с радостью переносила игровые темы в повседневную бытность. Миллениалам свойственны жизненные принципы:

  • Мотивационное стремление к психологической комфортности.
  • Статусность. Уважение лидерства, достигаторства.
  • Акценты на результатах и вознаграждениях, но не на процессах.
  • Потребности в качественной новизне с открытиями и поощрениями.
  • Важность обратных связей. Наглядность результатов с внедрением пожеланий.

Поэтому при выборе вакансий и профессий миллениалы движутся интересами, смыслом, карьерным ростом, командной и корпоративной культурой. При выборе профессии они отдают предпочтение цифровым технологиям, новым медиа: SMM-специалистов, контент-менеджеров, тревел-блогеров и инфлюенсеров, fashion-консультантов. Особенно популярны направления в 3D, веб-дизайне, Digital, CRM-маркетинге, веб-аналитике, креативном консалтинге.

Остается подчеркнуть, что в 2025 году среди сотрудников в среднем находится около 70% миллениумов.

Пример роста показателей

Наблюдения показывают результативность применения геймификации по основным бизнес-показателям:

  • Рост продуктивности среди крупных компаний. В Гугл и Майкрософт внедрение игровых элементов в обучение и мотивацию повышает производительность в среднем на 20-30%.
  • Вовлеченность, по исследованиям Mordor Intelligence, растет на треть.
  • Эффективность, прибыльность вложений ROI растет в короткие сроки после внедрения.

В итоге, вовлеченные команды приносят компаниям прибыльность более высокую на 20%.

Основные механики геймификации в HR

С игровыми методиками задачи выполняются оперативно и с удовольствием, когда компании создают внутри мотивирующую динамичную среду. Геймификация нацелена на сотрудников организации – интегрирует их в общую миссию ради стратегической цели, пользуясь ключевыми элементами:

  • Мотивация с пошаговым последовательным прогрессом, визуально разбитым на мини-цели. Отдельные, наглядно наблюдаемые задания, легко выполняются, с переходом на следующий уровень. Оформляя шаги в виде отдельных интерактивных квестов, в итоге даже сложные задания исполняются с интересом, осознанно и быстро.
  • Подчеркивание статусов в виде рейтингов, размещенных в лидербордах (таблицах лидеров). Это стимулирует активность сотрудников. Они видят свое ведущее место среди коллег за неделю, в отдельных заданиях. Помогает выделение значками (бейджами) в конкретных достижениях.
  • Вознаграждения в виде материальных премий и нематериальных бонусов, грамот, символических наград. Азарта добавляют случайные распределения наград среди успевающих в срок. внутренняя валюта. Стимулирует хождение внутренней символической валюты, положительные отзывы корпоративными новостями.
  • Социальная вовлеченность выражается в проведении командных игр, интерактивных челленджей, объявлениях благодарностей отличившимся или лидерам.
  • Визуализация прогресса выставленными на обозрение наглядными диаграммами и графиками. Присуждение баллов и уровней в соревнованиях.

Комплексное применение таких методов кадровыми службами укрепляет сплоченность коллективов, выводит компании на стабильный уровень развития.

Примеры применения геймификации в HR

Мужчина за ноутбуком

Использование игровых механик в рекрутинговой политике значительно усиливает заинтересованность потенциальных кандидатов на вакансии. Облегчают адаптацию новичков, обучение работников со стажем. Примерами служат практики от успешных компаний.

Адаптация новых сотрудников

Тестирование профессионального мастерства в виде конкурсов и соревнований, интерактивных квестов с игровыми механиками облегчают новичкам адаптацию в командах. Они быстрее притираются, становятся полноценными членами коллектива. Металлургический холдинг «Металлоинвест» внедрил обучающие курсы с элементами игры, включая проверку знаний. Со слушателями общается не скучный лектор, а виртуальный помощник. Такие формы адаптации с интерактивными тестами и видео уроками одобряет подавляющее большинство участников.

Обучение и развитие

В учебном процессе главное – усвоение. В корпорациях актуальна геймификация в обучении персонала. Здесь практикуются видео о внутренних правилах с проверками знаний интерактивным тестированием. Участники ощущают при таком подыгрывании прогресс, желают играть дальше. Так поступают в американском розничном магазине Walmart, с помощью компьютерной игры проверяющем, как соблюдается техника безопасности. Игроки в челленджах наделяются важными миссиями, поощрениями и рейтингами.

Подобным образом знакомят с правилами в Yota, в том числе с офисными программами.

Рекрутинг

Выбор кандидатов с игровыми симуляциями использует Сбербанк. Соискателю предлагают погрузиться в отвлеченную игру, перенестись в роботизированный космос 2050 года. Реальность вымышленная, но действия играющего оцениваются по более 30 параметров. Изучаются профессиональные и психологические аспекты, системное мышление, ориентированность на клиентов. Отчет выдается поступающему и проверяющему.

Еще дна симуляция Сбербанка – в виртуальном отделении работники смогут протестировать свои профессиональные способности для любых должностей – от оператора до управляющего.

Корпоративная культура

Яркий пример – разработка цифрового интегратора QSOFT банку «Открытие». Внедрена мобильная сетевая среда, в которой сотрудников награждают внутренней валютой за каждую благодарность. Сотрудники внутри собираются в команды по интересам и актуальным проблемам, получая знаки за активность. Введены спецпредложения со скидками на рейтинговые услуги и товары. Сотрудники увлечены программами и собственной работой, продуктивно трудятся.

Внутренние процессы и продажи

Усиление мотивации, повышение эффективности, улучшение процессов достигается в Tele2, МТС игровыми формами. Выполняя определенные задачи, участвуя в проектах и обучаясь на курсах, работники наделяются баллами и наградами. Степень активности и компетентности, объемы продаж соответственно оцениваются.

Платформы для геймификации

Платформы для геймификации

В деловых кругах уже приобрели высокую популярность ведущие сервисы. Они помогают решать разные задачи в рекрутинге игровыми формами. Здесь описаны наиболее эффективные.

Playmotiv

Направленность испанской платформы – повышать вовлеченность, активизировать продажи. По статистике компании, мотивация кадров увеличивается на треть. Производительность растет на 20%. Игровые алгоритмы наделяют сотрудников интересными миссиями в разнообразных челленджах. Выделяют им вознаграждения, присваивают рейтинги. Игра интегрируется в процессы корпорации.

ACHIVX

Международная платформа обладает гибким функционалом и богатыми настройками на внутреннюю лояльность и геймификацию. Подключаются мотивирующие алгоритмы с баллами и наградами по виртуальным достижениям и ступеням прогресса. Программа предпочтительна для компаний, сфокусированных на высокую вовлеченность команд и рост KPI.

GFoundry

Программа эффективно внедряется в системы HRM для создания обучающих квестов, проведения тестирований, решения задач с балльными оценками. Визуализирует прогрессы по достижениям, с отражением в личных профилях. Работники активно участвуют в корпоративном обучении, успешно развиваются, проходя многоуровневую мотивационную систему.

Когда стоит внедрять геймификацию

Опытными HR-специалистами выведены типичные «тревожные звоночки», требующие срочно вмешиваться в методики кадровой политики. Именно с такими признаками рекомендуется активно применять игровые формы взаимодействия в компании:

  • При высокой текучести кадров. Сотрудники недостаточно вовлечены в корпоративную культуру. Поможет игровая соревновательность с рейтингами, командными заданиями. Это способствует сплоченности, минимизации стрессовости. Стимулирует к долгосрочному участию в процессах компании.
  • Когда резко падает индекс лояльности eNPS работников в компании, говорящий о снижении их удовлетворенности в бизнес-процессах. Игровые формы катализируют позитивные преобразования, с повышением мотивации и укреплением эмоциональной связи между компанией и работниками.
  • Проблема в адаптации и обучении. Помогают игровые программы с наставничеством, пошаговые квесты, поощрение баллами. Так ускоренно осваиваются обязанности, с повышением лояльности к руководству.
  • Низкое командное взаимодействия. Слабый обмен опыт между подразделениями, сотрудниками из разных поколений. Играми стимулируются опытные кадры к наставничеству и передаче навыков молодым сотрудникам в гайдах, устно, в видео инструкциях.

Игровые методики следует комбинировать с цифровой аналитикой, маркетинговыми и корпоративными инициативами.

Как внедрить геймификацию в HR

Геймификация

Эффективно геймифицировать предприятие возможно только со стратегическим планированием и последующим поэтапным внедрением. Потребуются пошаговые действия:

  • Определиться с целями. Усилить вовлеченность, снизить текучесть, повысить объемы продаж, улучшить квалифицированность кадров. С четкой постановкой задач сформулируются метрики и игровые сценарии.
  • Проанализировать текущую ситуацию: какая мотивированность, ротация кадров, удовлетворение от обучения и внутренней культуры. Определить потребности команды для подбора инструментов.
  • Настроить мотивационные триггеры. Одни люди требуют похвалы, другие – признания коллективом. Удовлетворение играми их ожиданий повысит продуктивность работы.
  • Разработать прозрачную систему вознаграждений с виртуальными значками, сертификатами, брендированием, бонусами.
  • Внедрение лидербордов с рейтингами, визуализацией прогрессов и открытых коммуникаций. Объяснение целей геймификации – для снижения сопротивления, и одобрения инициатив.
  • Использовать описанные и другие цифровые платформы. Их настраиваемые интерфейсы позволят интегрироваться с аналитикой, контролировать все процессы.
  • Регулярно оценивать результаты по KPI. Учитывать, как растет вовлеченность и продуктивность, показатель по продажам.

Геймификацию следует расценивать как вложения в развитие человеческого капитала. Она обеспечит рост эффективности компании и конкурентоспособности.

Будущее геймификации

Игровые механики становятся необходимой составляющей в кадровых стратегиях. По прогнозам Mordor Intelligence, на рынке HR ожидается рост внедрений геймификации ежегодно около 20% вплоть до 2030. Упор будет в сторону персонализации игровых методик, используя виртуальную и дополненную реальность, адаптивность решений.

Внимание будет уделяться социальным аспектам, программам лояльности, осведомления людей о политике компании, культуре и бренде. Продолжатся инновации с искусственным интеллектом, гибридными моделями взаимодействий, включая мероприятия в офлайн. Развиваются методики с анимацией и интерактивными компонентами.

Заключение

Общее резюме о роли игровых методик – геймификация в HR становится не просто полезной. Она имеет решающее значение в повышении эффективности бизнес-процессов. Реально воздействует на продуктивность работы компаний, приводит к росту продаж и прибыли – за счет формирования вовлеченных команд, сплоченных общей целью и миссией.

Эсборд – российская онлайн-доска для совместной работы

Более 150 готовых шаблонов для ваших задач. Без ограничения на количество участников даже в бесплатном тарифе

Создать доску