Войти Зарегистрироваться

Что такое маркетинг на основе данных и зачем он нужен

Маркетинг на основе данных – старая история. Однако, в XXI веке она получила распространение. В цифровую эпоху, когда у компаний есть возможность собирать статистику, и оценивать результаты прошлых кампаний, можно добиться высоких показателей окупаемости.

Детальная диагностика минимизирует риски и повышает рентабельность инвестиций в несколько раз.

Что такое Data-Driven маркетинг?

Data-Driven (также DDDM, либо Data Driven Decision Making) – подход, при котором маркетинговые решения держатся на исследование материалов, а не на субъективных ощущениях.

Ключевая идея – использование информации о целевой аудитории, их действиях и итогах продвижения для оптимизации стратегий и увеличения результативности. Важно, что прогноз делают на основе уже собранных данных, а не на ощущениях, опыте даже опытных маркетологов.

Так как подход требует обработки массива материалов, в XXI веке растет тенденция использования искусственного интеллекта и машинных технологий. Они обрабатывают запросы без штата сотрудников.

В 2025 году ожидается рост значимости Data Driven Decision Making. Акцент делается на персонализацию и предиктивную аналитику. Это позволяет точно определить запросы клиента, чтобы предложить наиболее релевантные продукты и услуги.

Отличие от традиционного

Традиционный маркетинг имеет существенные отличия от Data Driven Decision Making. При определении вектора развития стратег, который направляет будущую рекламную кампанию, выбирает между двумя подходами. А для этого нужно понимать ключевые отличия:

Критерии Маркетинг на основе больших данных Традиционный подход
Персонализация Решения о разработке стратегии принимаются на основе усредненных характеристик и результатов предыдущих рекламных кампаний. Точная персонализация. Проводится анализ по ЦА. Рекламные предложения формируются индивидуально, исходя из предыдущих результатов, анализа целевой аудитории и т.д.
Методы Основа для принятия решений – интуиция, опыт маркетологов и общие тенденции рынка. Перед принятием решений собирают сведения из внутренних и внешних источников. В ходе рекламной кампании собирают статистику. В случае, если они не удовлетворяют клиента – производят корректировку.
Подход к аналитике и ROI Ограничивается сбором основных показателей: объемом продаж, охватов аудитории. Оценить ROI сложно, так как информации для прогноза мало. Маркетологи используют инструменты, чтобы оценить метрики на каждом этапе. Точность позволяет понять, какой инструмент приносит результаты.
Работа с заказчиком Коммуникация через рекламные сообщения. Не принимают технику индивидуального подхода. Партнер занимает ключевую позицию. Разработка концепции, плана продвижения базируется на глубоком понимании потребностей и предпочтений заказчика. Коммуникация происходит через несколько каналов с использованием персональных сообщений, чтобы укрепить лояльность партнеров.

В отличие от традиционного маркетинга, Data-Driven – это более глубокая проработка проекта, его масштабируемость за счет аналитики предыдущих проектов. Каждый случай рассматривается индивидуально, чтобы запросы были закрыты.

Преимущества и слабые стороны подхода

Маркетинг на основе данных

 

Data Driven Decision Making считается эффективным за счет преимуществ:

  1. Позволяет создавать максимально релевантные предложения.
  2. Можно точно определить наиболее эффективные каналы и инструменты, что дает возможность перераспределить ресурсы и отбить каждый вложенный рубль.
  3. За счет персонализированного подхода и точного таргетирования, Data-Driven увеличивает конверсию на каждом этапе воронки продаж, от привлечения внимания до продажи.
  4. Изучение показателей выявляет закономерности и тренды в поведении клиентов, что дает возможность прогнозировать их будущие действия и предлагать продукты и услуги.

Однако, при работе, учитывайте и слабые стороны:

  1. Для успешного внедрения необходимы сотрудники с опытом в области исследований, статистики и машинного обучения.
  2. Неточные или неполные массивы информации могут привести к ошибочным выводам и не эффективным маркетинговым решениям.
  3. Эксперты, которые придерживаются традиционной методики, могут оспаривать решения, построенные на основе диагностики.
  4. Переход к DDDM требует изменения корпоративной культуры и процессов.

Принципы и ключевые этапы внедрения

Успех рекламной кампании во многом зависит от правильной постановки целей, грамотного сбора и анализа, а также от готовности к постоянному мониторингу и корректировке стратегии.

Основные принципы внедрения методики:

Этап Описание
Постановка SMART-целей Определение конкретных, измеримых, достижимых, релевантных и ограниченных по времени (SMART) целей. Например, достичь охвата в 100 тыс. человек при CPV – 0,3 руб. и ниже.
Сбор и источники сведений Они могут быть как внутренними (сведения из CRM-системы, сведения о продажах, материалы веб-аналитики), так и внешними (о рынке, конкурентах, потребительских трендах).
Анализ и визуализация Собранные цифры необходимо оценить с использованием различных статистических методов и инструментов. Для визуализации и выявления закономерностей можно использовать Power BI и Visiology.
Стратегия и тестирование гипотез На основе результатов формируется стратегия и выдвигаются гипотезы о том, какие действия приведут к достижению поставленных целей. Для их тестирования используется A/В тесты.
Мониторинг и корректировка стратегии Если результаты не соответствуют ожиданиям, необходимо корректировать действия, каналы коммуникации с ЦА и т.д.

Какие данные и инструменты использовать

Всесторонний анализ возможен только в том случае, если использовать максимальное количество доступной информации. Ориентиром служат:

  1. Поведенческие факторы – о действиях пользователей на сайте, в приложении (клики, просмотры, покупки).
  2. CRM – история покупок, обращения в поддержку. Показатели помогают построить портрет клиента и персонализировать взаимодействие.
  3. Социальные сети – сведения о пользователях, их интересах, взаимодействии с брендом в социальных сетях (комментарии, лайки, репосты).
  4. Веб-аналитика – о посещаемости сайта, источниках трафика, поведении пользователей на страницах (просмотры, время на сайте, отказы).

Сбор статистики существенно облегчает оценку проекта. Что может помочь при составлении стратегии продвижения:

  1. Google Analytics, Яндекс.Метрика – инструменты веб-аналитики для отслеживания трафика, поведения пользователей на сайте, конверсий.
  2. CRM-системы (Salesforce, Битрикс24) для сбора информации и исследований.
  3. Email-сервисы (Mailchimp, SendPulse) – для изучения эффективности email-рассылок, сегментации аудитории.
  4. ML-модели (Машинное обучение) – выявления скрытых закономерностей, прогнозирования поведения пользователей, персонализации предложений.

Для анализа и точности вы можете интегрировать Google Analytics с CRM-системой, чтобы связать поведение пользователя на сайте с его профилем в CRM. Это позволит более точно оценить эффективность маркетинговых кампаний и персонализировать взаимодействие с партнером.

Использование платформ для сбора (например, Google BigQuery, Apache Spark) позволяет объединять и обрабатывать цифры из различных источников, а затем строить ML-модели для прогнозирования и оптимизации бизнес-процессов.

Метрики эффективности Data-Driven

Метрики эффективности Data-Driven

Оценка эффективности Data-Driven первостепенна. На какие показатели нужно обращать внимание:

  1. CAC – стоимость привлечения одного посетителя.
  2. LTV – пожизненная ценность для потребителей.
  3. ROI – возврат инвестиций.
  4. CR – коэффициент конверсии.
  5. Удержание – действия, направленные на то, чтобы покупатели возвращались.

Измерение позволяет понять рентабельность компаний, оптимизировать затраты, что отражается на прибыльности бизнеса.

Тренды Data-Driven  на 2025 год

2025 год диктует новые правила в DDDM:

  1. На смену third-party cookies приходит эпоха first-party data, требующая от бизнеса выстраивания прямых отношений с партнером и эффективного сбора сведений.
  2. Пользовательский путь становится всё более сложным и многоканальным, что требует отслеживания всех точек касания и построения сквозной статистики.
  3. Персонализация из преимущества превращается в ключевое требование потребителей. Удовлетворить этот запрос возможно только с помощью автоматизации маркетинговых процессов и внедрения технологий искусственного интеллекта, способных изучать большие объемы данных и предлагать релевантный контент.

Интегрируйте разрозненные инструменты в единый, взаимосвязанный стек, обеспечивающий целостное представление о продукте и его взаимодействии с брендом.

Практические советы по внедрению

Чтобы достичь результата, не нужно резко собирать массивы информации. Начните с простого – определения ЦА, текущих данных, которые есть с предыдущих кампаний. Постепенно наращивайте data engineering. Систематизация поможет структурировать цифры для дальнейшего использования в бизнесе.

В условиях огромного потока информации, не пренебрегайте использованием ML-моделей. Вначале рекомендуется использовать лишь базовые схемы. Даже они дают результаты. Так компания по оформлению подарков использовала ML-модель, чтобы предсказать объемы заказов в пиковые периоды и рассчитать рекламный бюджет. Она диагностировала закупку трафика в предыдущие годы, чтобы построить прогноз по заказам.

Заключение

Data-Driven – это инвестиция, которая возвращается многократно при правильном использовании. Маркетинг на основе данных направлен на персонализацию каждого заказчика, глубокий анализ сведений, сбор статистики.

Если вы руководствуйтесь традиционной методикой в работе, то не бойтесь постепенно внедрять DDDM. Используйте оценку, выявляйте запросы, чтобы достичь поставленных метрик.

Эсборд - сервис для совместной работы ваших команд, за который можно платить в рублях.

Присоединяйтесь к нам и не бойтесь потерять доступ к рабочему пространству из-за санкций.

Попробовать Эсборд