Бизнес – это простая система. Нужно иметь то, что можно продать. Рассказать об этом людям через рекламу, сарафанное радио, разные способы продвижения. Организовать рабочий процесс, продать. Нужно улучшать и отслеживать показатели бизнеса. Разберем пошагово все аспекты, нужные для высоких продаж и ошибки, встречающиеся на пути, а также способы их решения.
Что такое оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов улучшает работу фирмы. Создает большую прибыль. Когда в бизнесе наступает крах, нужно менять стратегию:
- сократить затраты;
- увеличить прибыль;
- повысить скорость денежных потоков;
- улучшить качество товаров и услуг;
- повысить окупаемость;
- снизить риски;
- повысить уровень сотрудников до продавцов высшего класса;
- лучше подготовить сотрудников к продажам;
- увеличить поток клиентов;
- создать качественную рекламу;
- повысить качество контента, который продает;
- изменить структуру продающих писем, постов, схем продаж, рекламы для улучшения показателей.
Оптимизация бизнес-процессов – это большой комплекс действий. Все действия нужно выполнять тщательно и разумно. Не все подходят для конкретного предприятия. Все нужно тестировать, проверять. Важна оптимизация на постоянной основе. Ее нужно проводить один раз в месяц.
Признаки необходимости оптимизации
Мало продаж – основной признак. Система требует доработки и изменения. Свое дело –живой процесс, за которым не нужно следить тщательно, но важно докручивать, оптимизировать, менять стратегию, чтобы всегда оставаться на плаву и не тонуть.
Бизнес создается быстро, но также быстро увядает. 90% предпринимателей закрывают предприятия онлайн или офлайн в первые месяцы/годы. Потому что не могут понять, в чем пробел и где искать зацепки.
Когда нужно начать оптимизацию:
- Снижение качества продукции.
- Нарушения в координации работы между отделами.
- Увеличение числа сотрудников без роста показателей.
- Замедление процесса принятия решений.
- Дублирование функций и неясные зоны ответственности.
Оптимизация нужна, когда бизнес не работает или работает плохо. Когда нет прибыли. Но даже пустышку можно продать, если есть кому. Частая причина низкой оптимизации – недостаток клиентов.
Цели и задачи оптимизации
Нет ничего лучше, чем закрыть все дыры. Создать условия для качественной, широкомасштабной оптимизации.
Какие цели преследует оптимизация:
- Повышение качества товаров или услуг. Чтобы был спрос, предложение должно быть интересным, а также качественным, простым, понятным. Товары и услуги часто не докручивают до нужного состояния. Люди ими пользуются и замечают, что они пустышки.
- Снижение себестоимости. Если бизнес приносит убытки, стоит подумать над ресурсами. Можно ли закупать сырье дешевле? Какие материалы подойдут на замену? Главное, чтобы это не вредило ценности товара.
- Перераспределение ресурсов компании. Нужно правильно распределять доходы внутри компании.
- Улучшение управляемости. Найм профессионалов. Если они не справляются, нужно переучивать.
Автоматизация процессов – это подход к управлению системами, основанный на сокращении человеческого участия. Когда все продумано до мелочей, бизнес процветает. Предприниматель получает прибыль и не работает. Все системы слажены идеально.
Как поставить цели для оптимизации
Важно формулировать конкретные и измеримые цели. Только так оптимизация принесет успех и прибыль. Чем конкретнее цель, тем понятнее решение. Без конкретики система работает нестабильно. Одна из целей оптимизации: сделать предприятие прибыльным на постоянной основе. Чтобы поставить адекватные цели, нужно разобраться в основах стратегии для предприятия. Понять, какие этапы включены в качественную работу любого предприятия. Осознать проблемы. Увидеть конкурентов. Проработать целевую аудиторию. Учесть рекомендации из статьи по оптимизации бизнеса. Все это в корне изменит жизнь. Цели важны во всех сферах. Без них результат кажется размытым, далеким, невозможным. Все нужно конкретизировать, упрощать, улучшать, докручивать.
Методы оптимизации
Описание популярных методов:
- Инжиниринг. Это когда бизнес-процессы улучшаются. Будь то производственные системы или онлайн связи.
- Реинжиниринг. Инжиниринг задействует внутреннюю составляющую компании. Реинжиниринг решает внешние проблемы. С его помощью можно улучшить показатели продаж. Он создает условия для продвижения, усиления рекламы. Все это приводит к продажам, если нет, нужно работать с данным методам вплотную.
- Метод непрерывного совершенствования (CPI). Метод позволяет компании всегда расти. Он подключает огромное количество систем.
- Тотальное управление качеством (TQM). Метод позволяет улучшить «настроение» бизнеса и вывести его в ТОП по всем показателям: в социальных сетях, на обложках газет и журналов, по телевидению.
Но чтобы качество было на высоте, нужен тотальный контроль и управление всеми процессами. Для этого нанимается команда экспертов.
Шесть сигм (Six Sigma). Система сводится к стандартизации продукции, товаров, услуг, процессов внутри компании. Все нововведения отклоняются. Идет отслеживание статистики. Условно, то, что публике откликается, продается и публикуется. А то, что публика отрицает, убирается и корректируется. Нововведения опасны для стратегии корпорации.
Какие 6 этапов включает в себя система?
- ориентация на клиента;
- управление процессами на основе проверенных фактов и данных;
- ориентированность на процесс;
- работа на опережение;
- объединение в команды и вовлеченность сотрудников;
- постоянное совершенствование и готовность к рискам.
Эти правила нерушимы и сильно стандартизированы, но есть и отдельный вид стандартизации и автоматизации процессов, не нуждающийся в правилах.
Стандартизация и автоматизация процессов. Этот метод предполагает улучшение системы без правил. Используются воронки продаж, схемы трафика, чат-боты, колл-центры, телефонные продажи, телевидение и маркетинг. Должны быть отделы продаж. При стандартизации и автоматизации процессов предприниматель освобождается от ведения бизнеса, становится независимым экспертом. Он делегирует все необходимые задачи и рождается целая система. Она может быть в маленьком, а может быть в крупном предприятии.
Подготовка к оптимизации
Важно смотреть на систему как на живой продукт, который нуждается в индивидуальном подходе и не терпит жестких правил. Все правила помогают улучшить стратегию для продаж, но их нужно тестировать и выделять лучшие, а худшие разбивать на этапы и даже убирать. Бизнес состоит из многих аспектов, всех не учесть, но если понять, что это такое, то можно уловить. Бизнес – это создание проекта, который нужно продавать аудитории. Ее можно привлекать любыми способами. Все остальное – инструменты.
Анализ текущих бизнес-процессов
Проведение SWOT-анализа для выявления сильных и слабых сторон. Помогает понять фирму от А до Я. Расшифровка SWOT:
- S – выявление сильных сторон.
- W – выявление слабых сторон.
- O – возможности для бизнеса: поиск, улучшение, стратегии.
- Т – угрозы, мешающие ведению бизнеса: конкуренты, штрафы, санкции и т.д.
Все вместе позволяет осознать, на каком этапе находится корпорация и что в ней можно улучшить.
Определение ключевых бизнес-процессов и их улучшение
Ключевые процессы для каждого свои. Это может привлечение целевой аудитории и продукт. Может быть команда. Когда определены основные процессы для создания и улучшения бизнеса, рождаются конкретные идеи для улучшения.
Роли и ответственность в процессе оптимизации:
- Назначение ответственного за внедрение изменений. Делегирование – важный процесс в бизнесе. Нужно тщательно выбирать ответственного. Это освобождает много времени, сил, энергии, психологического здоровья. Чем проще человек относится к своему делу, тем быстрее он процветает. Ответственный за внедрение изменений – это инструмент и не более.
- Формирование проектной группы. Команда помогает справиться с большим количеством задач оптимизации. У одного человека может падать работоспособность. Команда же решает свои вопросы менее трудоемко. Каждый занят своей сферой улучшения фирмы. Это может приносить огромные плоды и деньги.
Внедрение оптимизации
Пошаговый процесс внедрения:
- Анализ бизнеса до его создания. Нужно проанализировать целевую аудиторию, собрать информацию о деле и его востребованности.
- Формирование целей для развития дела. Чем конкретнее план на этапе формирования целей, тем быстрее двигается идея и дело начинает процветать.
- Корректировка бизнес-процессов. Этот процесс неизменный, его нужно использовать пожизненно самостоятельно и/или с командой. Не все бизнесмены готовы вкладывать время, деньги, энергию в стратегии. Многие быстро угасают.
- Обучение сотрудников (если они есть) – важный процесс, как и внедрение информационных систем для мониторинга и контроля изменений. Это неважные, как кажется, инструменты, но очень рабочие. Когда человек отслеживает работу фирмы многомерно, он имеет большое преимущество перед конкурентами и похожими нишами.
Оценка результатов
Как оценить эффективность оптимизации:
- Оценка достижения ключевых показателей эффективности (KPI). Когда показатели соответствуют желаемым, это радует. Оценка нужна для корректировки процессов.
- Анализ затрат и времени на внедрение изменений. Бизнес – прибыльное дело, когда в него вкладываются. Вложения – это не только покупка необходимого. Это еще и вложение денег в рекламу. Время на тестирование.
- Оценка влияния изменений на бизнес и сотрудников. Оценка поможет глобально рассмотреть работу сотрудников, систем, корректировок, стратегий, выявить недостатки и их устранить.
Примеры успешной оптимизации
Оптимизация процесса закупок в крупных компаниях
Закупки приносили прибыль, но небольшую, бизнес прогорал. Создатель решил заняться им вплотную, усилил подготовку. Подготовил сотрудников. Они начали исследовать большой поток информации о самых дешевых поставщиках. Общаться с ними. Договариваться. Просить скидки и лояльность при оптовых загрузках.
Так закуп стал занимать мало времени и стал очень дешевым. Прибыль увеличилась в два раза. Предприниматель вовремя пересмотрел свои взгляды. Он провел оптимизацию и выявил главную проблему.
Улучшение взаимодействия между отделами на примере производства одежды
Производство одежды работало отдельно разными отделами. Один отдел занимался производством. Второй отвечал за маркетинг. Третий следил за оптимизацией и улучшением. Все процессы были отдельны друг от друга и часто расходились во мнениях. Из-за отсутствия комплексности в фирме начались проплешины:
- несоответствия;
- непонимание друг друга сотрудниками;
- увольнения;
- плохое качество одежды.
Когда хозяин улучшил взаимодействие, фирма вышла на новый уровень. Теперь одежда продается по всему миру. А создатель долларовый триллиардер.
Ошибки при оптимизации
Типичные ошибки:
- Оптимизация без четких целей. Нет конкретики: что именно нужно поменять.
- Глобальная оптимизация, игнорируя детали. Хорошо, когда корпорация устроена красиво, комплексно, дорого, престижно. Но не всегда именно это нужно людям.
- Игнорирование мнений сотрудников. Сотрудники часто видят проплешины в бизнесе лучше, чем владельцы, но те думают, что они познали истину, а из-за их зашоренности фирма проседает.
- Применение неподходящих методов и технологий для конкретной компании. Не все методы и технологии нужны для компании. Как и не все способы продвижения, анализа, показатели важны. Если использовать все подряд, можно запутаться и прогореть. А если использовать точечные стратегии, можно выиграть.
Заключение
Бизнес нужно рассматривать комплексно. Он – многогранный механизм. Внутри него много ответвлений. Рекомендуется «лечить» все постепенно. Идеально, когда в корпорации есть большая команда. Часть отвечает за маркетинг, часть за улучшение товаров. Другие распределены по компании равномерно. Кто-то отвечает за звонки. Кто-то за рассылки. Кто-то за закуп и поиск идеальных, дешевых поставщиков. Команда – это риски. Но можно автоматизировать все процессы и минимизировать расходы на команду. Каждый предприниматель найдет свое решение и сделает его по-своему. В своем деле нет шаблонов. Все всегда по-разному.
Рекомендации по успешной оптимизации
Оптимизация – это процесс, требующий постоянной оценки и корректировки. Тестирование – главная стратегия. Если одна не зашла, не стоит расстраиваться и бросать все начатое. Нужно пробовать раз за разом. Одна, вторая, третья, четвертая стратегия не зашла, отлично зайдет пятая и окупит все вложения в первые.
Быстрые результаты можно получить молниеносным маркетингом. Например, продавать товары или услуги в день открытия компании через рекламу. Использовать таргетинг и другие способы продвижения. Автоматизировать процессы и усиливать стратегию. Улучшение бизнес-процессов – творческий, аналитический, глубокий процесс. Все нужно тестировать. От одной рекламы можно не получить заявки. Можно уйти в минус от вложений в таргетинг. Можно нанять команду, которая не справляется. Но если оптимизировать все бизнес-процессы, можно избежать рисков. Один из главных советов – не бояться провалов.
Свое дело – живой организм, который нужно проверять и редактировать. Можно учесть психологию людей, но этого недостаточно. Люди тоже живые и на все реагируют по-разному. Стоит постоянно корректировать стратегию, дополнять идеями. Если у владельца нет на это сил, а корпорация нужна для престижа и статуса, важно нанимать команду специалистов и все делегировать. Обращать внимание на тренды, моду, стиль, мнение людей и экспертов.
Технологии, мода, современные пристрастия меняются быстро. Чтобы создать успешную компанию, нужно из толпы выделяться. Иногда приходится доставать старые способы продвижения. В 2017 году в тренде могла быть реклама в газетах. В 2025 году этот тренд избегают. Считается, что в век технологий газеты не читают. Но они есть почти у каждого дома. Люди их используют в разных целях. Есть те, кто читает. Если раньше обложка с ярким заголовком в газете была посредственной, сейчас она может быть топовой и эксклюзивной. Мода меняется. Мода возвращается. Улучшение бизнес-процессов процессов – это еще и отслеживание трендов. Но не все заглядывают глубоко. Стоит смотреть на бизнес разнообразно и не забывать о конкретных целях.