>

Планирование спринта в Scrum: этапы, участники, лучшие практики

Scrum – методология гибкого управления проектами, суть которой состоит в делении всего времени, предоставленного на их реализацию, на равные отрезки. В результате команда может поэтапно двигаться к достижению цели, решая небольшие задачи. Такой подход способствует общему росту эффективности работы, ускоряет ее выполнение, а также повышает вероятность успеха. Отрезки, на которые делится общий срок, называют спринтами. Им важно уделять особое внимание в процессе осуществления планирования. Только так вся команда будет заранее знать, что именно необходимо делать на каждом этапе. Эта статья дает практическое руководство по организации планирования спринта. Изучив ее, вы поймете, как правильно выполнить этот процесс и повысить его эффективность.

Что такое спринт в Scrum

Спринт – это фиксированный временной отрезок продолжительностью 1-4 недели. С его помощью сложные проекты разбивают на простые задачи, что значительно упрощает их решение. В результате гораздо проще понять, что нужно делать, чтобы достичь итоговую цель. В спринте нет четкого руководителя. Ответственность за успешное завершение этапа несет вся команда.

Понятие появилось в Scrum. Это самый популярный фреймворк, который используют порядка 63% от всего количества компаний, применяющих программные платформы для создания сайтов, интернет-магазинов, приложений и других продуктов.

Роль спринта нельзя недооценить. Он обеспечивает:

  • регулярную поставку ценности;
  • проведение инспекции;
  • выполнение адаптации.

Каждый спринт проходит определенный цикл. Изначально выполняется планирование, после чего проводятся daily standup (ежедневные встречи). Затем начинают непосредственно сам спринт. Он включает в себя выполнение поставленной задачи. Когда процедура завершена, осуществляют review. Так называют обзор полученных результатов. Стандартный цикл спринта завершает ретроспектива. Во время нее подводят итоги.

Цели и задачи планирования спринта

На первом этапе планирования спринта в Скраме происходит определение цели. Ее ставит Product Owner вместе с командой. Они решают, что конкретно нужно сделать за рассматриваемый период. Это может быть внедрение новой функции или поиск багов. Цель по SMART может быть сформирована следующим образом:

  1. Specific;
  2. Measurable;
  3. Achievable;
  4. Relevant;
  5. Time-bound.

Также проводится подбор задач. Их выбирают из общего списка того, что нужно сделать, чтобы успешно завершить проект.

Когда планирование задач в спринте завершено, формируется бэклог спринта. Он содержит список работ на ближайший период. В результате план действий приобретает четкий вид. Согласованный спринт-бэклог и поставленная четкая цель становятся результатом планирования.

Участники планирования

Участники планирования

 

Планирование спринта – это комплексная задача, в решении которой принимает участие целый комплекс специалистов. В процедуре обязательно привлекают:

  1. Product Owner. Он занимается простановкой цели перед командой, а также формулированием задач. Их обязательно согласуют с командой. Ее представители имеют право высказать свое мнение, а также аргументированно указать, почему ту или иную задачу не стоит включать в спринт-бэклог. Их мнение принимают во внимание, поскольку команда также несет ответственность за результат.
  2. Scrum Master. Он фасилитирует процесс. В результате удается выстроить коммуникацию в группе, наладить общение, диалог. Причем Scrum Master стремится включить в процесс каждого участника.
  3. Команда разработчиков. Именно ее представителям в последующем придется заниматься непосредственной процедурой выполнения спринта. Именно поэтому разработчики уточняют, оценивают и планируют задачи, выстраивая этап так, чтобы его прохождение было наиболее комфортным.

Подготовка к планированию

Чтобы встреча прошла успешна, и во время нее удалось получить максимальный результат, важно готовиться. До ее проведения необходимо:

  1. Актуализировать product backlog.
  2. Провести grooming, если потребность в этом присутствует.
  3. Подготовить данные о скорости и возможностях команды. Так будет четкое понимание, какое количество задач смогут решить разработчики за рассматриваемый промежуток времени.

Этапы проведения планирования спринта

Планирование спринта – это тоже многоэтапный процесс. От того, как вы выполните каждое действие, во многом зависит итоговый результат. Стандартный процесс планирования проходит по следующей схеме:

  1. Выполняется организация встречи. Тут важно выделить достаточное время на ее проведение, но при этом не перебарщивать. Продолжительность периода напрямую зависит от того, сколько длится спринт. Обычно выделяют 2 часа на планирование на каждую неделю. Например, если спринт займет 2 недели, на планирование необходимо выделить 4 часа, но не больше.
  2. Проводится определение цели спринта. Ее достаточно сложно сформулировать, поэтому работу начинает Product Owner. Он презентует существующие приоритеты из backlog. Затем к работе присоединяются другие участники команды. В результате совместно удается сформировать итоговую цель спринта, которую необходимо достичь.
  3. Осуществляется декомпозиция задач. Это делается для того, чтобы работать было удобнее. Кроме того, процедура их решения значительно упростится. В рамках декомпозиции задач крупные разбиваются на более мелкие. В результате формируется четкое понимание того, что именно предстоит сделать.
  4. Проводится оценка задач. К рассматриваемой процедуре есть 2 подхода. Оценка может быть выполнена в story points или в трудозатратах. В первом случае проводится оценка усилий, которые необходимо приложить для выполнения поставленных задач. Когда анализируют задачи, учитывают количество часов или дней, которые займет поиск решения.
  5. Осуществляется создание спринт-бэклога. В нем четко фиксируют перечень работ, которые необходимо выполнить, чтобы спринт прошел успешно. Причем в рамках бэклога распределяют не все время. Минимум 10-20% от него оставляют в качестве резерва. Его используют, чтобы минимизировать риски. Далеко не всегда удается уложиться в заявленный срок, поэтому наличие резерва становится большим плюсом. Кроме того, всегда есть шанс, что появятся незапланированные задачи.
  6. Выполняется визуализация задач. Так разработчики будут наглядно видеть то, что им необходимо сделать. Визуализацию можно провести с помощью Scrum board. Для выполнения процедуры необходимо пройти следующий путь: Backlog → To Do → In Progress → Done.

Лучшие практики и советы

Эффективность спринта

Эффективность спринта можно в разы повысить, если грамотно подойти к планированию. В первую очередь уделите внимание правильности постановки цели. Она должна быть четкой и достижимой. Не используйте размытые формулировки и не указывайте то, чего точно достичь не получится. Так сотрудники не будут понимать, к чему им необходимо стремиться.

Не менее важно мнение команды. Именно ей предстоит выполнять поставленные задачи и достигать цель, поэтому обязательно спросите разработчиков, что они думают на этот счет. Учитывайте их предложения и возражения. Больше влияние на продуктивность оказывает атмосфера внутри коллектива. Старайтесь, чтобы она была доверительной.

Не стоит требовать от сотрудников невозможного. Не перегружайте их и устанавливайте реалистичные объемы задач. Так вы сможете избежать перегрузки. Возможности каждого участника также необходимо оценивать адекватно.

Для задач необходимо указывать Definition of Done (DoD). Зная набор критериев, которые позволяют понять, что работа успешно завершена, разработчики будут четко знать, чего именно им необходимо добиться.

Типичные ошибки и как их избежать

В процессе спринта довольно часто возникают ошибки. Однако их можно избежать, если знать, как действовать. Обычно команда сталкивается со следующими проблемами:

  1. Недостаток вовлечения Product Owner. Он лучше всех знает, каким продукт должен быть в итоге, а также какие задачи нужно решить, чтобы получить результат. Если Product Owner недостаточно вовлечен, команда может выполнять не те задачи, что способно сильно замедлить ее. Старайтесь стимулировать специалиста к участию в проработке спринта.
  2. Узкая специализация участников. Им будет крайне сложно оценить весь проект целиком, понять, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Обязательно привлекайте специалиста, который знает продукт и рынок, а также сможет грамотно распределить задачи.
  3. Частое переключение между задачами. В результате полноценно выполнить ни одну из них не удается. Тут важно расставить приоритеты и помочь специалисту понять, что нужно делать в первую очередь.
  4. Ошибки в оценке объёма работ. Это приводит к переработкам или простою. И то, и другое плохо, поэтому стоит адекватно оценивать весь объем работ и готовность специалистов к нагрузке.
  5. Игнорирование ретроспектив. Итоги предыдущих спринтов необходимо учитывать. Они помогут понять, чего удалось достичь, а также подскажут, как нужно действовать дальше.

Заключение

Таким образом, грамотное планирование спринта — основа успеха Scrum-команды. Именно от него зависит, как будут работать специалисты. Наличие четкого плана позволит им понять, какие задачи нужно решить, чтобы завершить этап, а четкие критерии оценивания подскажут, хорошо ли выполнена работа. Крайне важно постоянное обучение и адаптация. Они помогут совершенствовать навыки, а также приводить свои умения в соответствие с требованиями рынка, что крайне важно в условиях высокой конкуренции среди команд разработчиков.

Эсборд - сервис для совместной работы ваших команд, за который можно платить в рублях.

Присоединяйтесь к нам и не бойтесь потерять доступ к рабочему пространству из-за санкций.

Попробовать Эсборд