Успешный бизнес – это эффективное управление и контроль. Управление производством, бизнес-процессами и продвижением продукции. Управление персоналом и его обучение. Над всем этим контроль, автоматизация, искусственный интеллект. Насколько это осознают и применяют руководители, настолько преуспевает компания.
Стремительная динамика урбанистического общества, технократической экономики вынуждает совершенствовать, автоматизировать алгоритмы управления. Кто не успевает, тот проигрывает. Учитывать тренды управления в 2025 году бизнес-процессами и персоналом, который их реализует – HR. Для этого на 2025 год уже сформировались продиктованные ситуацией тренды изменений, которые ожидаются в бизнесе и HR в 2025 году:
- Цифровизовать и автоматизировать бизнес-процессы, включая управление персоналом (HR). Забрать рутину, тормозящую и захламляющую бизнес. Отдать машинам, искусственному интеллекту (ИИ).
- Автоматизировать, используя ИИ, подбор персонала с кадровым документооборотом.
- Трансформировать корпоративную культуру и улучшать благополучие работников.
- Расширять гибридные форматы в работе. HR потребует управлять удаленной командой, разрабатывать новые системы мотивации, оценивать производительность удаленного формата.
- Внимание многофункциональным специалистам и soft skills – профессиональным компетенциям в решении жизненных и карьерных задач. Умению общения, планирования, быстрого обучения. Когда рутину забирают машины с ИИ, нужны навыки, которые машина не заменит.
Решение таких задач, применяя тренды в управлении в 2025 году, позволит успешно функционировать бизнесу и удержать позиции на рынке.
Адаптивность и использование искусственного интеллекта в бизнесе
Гибкая адаптивность компаний, руководства к изменениям рынка с использованием ИИ, называемая адаптивным интеллектом (AQ), позволяет повышать конкурентоспособность и оптимизировать бизнес-процессы:
- Оперативно учитывать предпочтения потребителей и тенденции в технологиях через нейросети и машинное обучение. С быстрой корректировкой стратегий, предложением релевантных услуг и товаров, минимизацией негативных последствий, с максимальной выгодой от возможностей.
- Обработка с ИИ огромных объемов информации с высокой скоростью – это сокращение времени выполнения с минимизацией ошибок.
- Оптимизировать поставки с выбором оптимальных маршрутов, минимизацией времени, прогнозом проблем по предыдущим данным.
Примеры внедрения ИИ в различных отраслях с автоматизацией рутинных задач:
- Улучшенный клиентский сервис через чат-боты с ИИ для круглосуточных ответов по запросам. Разгружать службы поддержки, колл-центры. Анализировать спрос.
- Обрабатывать входящие резюме за 3 минуты вместо 40 минут.
- Прогнозировать спрос и продажи в маркетинге, оптимизировать рекламные кампании.
- Предусматривать поломки оборудования на производстве, снижая простои.
- Обнаруживать мошеннические схемы, пресекать утечки данных.
Так решаются задачи, не подвластные человеку, или выполняемые на порядки медленнее.
Гибкость и распределенная работа
Внедрять гибкое рабочее время для офисных и удаленных работников становится стандартом благодаря результатам:
- Улучшается баланс для работы и личной жизни. Повышается производительность и эффективность труда.
- Удерживаются перспективные сотрудники.
- Удобные коммуникации удаленщиков и людей, работающих с разным режимом. Планирование совместных конференций.
- Покрытие клиентов большим количеством часов.
Но требуется грамотная организация взаимодействия для эффективности процессов:
- Выделять ответственных людей, и устанавливать графики.
- Создавать корпоративные коммуникации в едином информационном поле в чатах, рассылках, онлайн-конференциях.
- Развивать практику неформального общения. Поддерживать всех частников. Выявлять проблемы. Разрешать конфликты.
- Гибко планировать, строго контролировать выполнение. Регулировать нагрузки. Доводить общие цели и задачи.
По ситуации или способностям руководителя применяются стили управления распределенными на расстоянии командами:
- Командный – просто распределять задания.
- Менторский – активно коммуницировать, вдохновляя и мотивируя.
- Постоянно поддерживать, без инструкций.
Яркий пример успешного внедрения гибкости рабочего времени от компании с числом работников больше 10 тысяч – пять графиков работы на выбор:
- С 4-дневной рабочей неделей.
- С гибкими часами работы по предпочтениям работников.
- Десять месяцев работать, два – отдыхать.
- С сокращенной пятницей.
- Девять дней работы или восемьдесят часов за две недели.
Пример гибких графиков в маркетинговом агентстве – свободный выбор часов и места работы, при этом онлайн-платформа с виртуальными совещаниями, передача файлов и проектов с помощью облачных хранилищ. И электронный контроль, прозрачный учет времени работы.
Тренды в HR: от искусственного интеллекта до HR-технологий
Современные процессы HR – автоматизация управления персоналом аппаратными и программными решениями, включая ИИ:
- С машинным обучением: загрузка в нейросеть характеристик, данных людей, опыта. Получение вероятности приема, увольнения кандидатов.
- Системы распознают речь, эмоции, лица, языковую модель.
- Генерация ответов, контента видео, аудио, графики.
Технологии позволяют реализовать возможности:
- В подборе и рекрутменте – быстрый поиск кандидата с заданными параметрами. Их ранжирование. Формирование вакансий и предложений. Предварительно отсеивать ненужных людей – по резюме и видеоинтервью.
- Определять аномалии в поведении по шаблонам.
- Выявлять конфликты и выгорание.
- Ботам поддерживать сотрудника или кандидата в адаптации, развитии, обучении. Отвечать на вопросы из корпоративной базы знаний, дообучаясь с ИИ.
- Мониторить безопасность. Оценивать загруженность работников. Распознавать риски, прогнозировать необходимость кадрового пополнения.
Использование аналитических инструментов для оценки вовлеченности сотрудников снижает текучесть кадров. В дальнейшем корпоративное обучение заменяется на персональных ассистентов.
Диверсификация, инклюзия и эмоциональный интеллект
Формировать успешную компанию помогают решения:
- Диверсифицироваться с инновационным созданием разнообразных команд, с учетом культурного и профессионального фона в кандидатах.
- Внедрять инклюзивную культуру, привлекая к общественной жизни граждан, имеющих ограниченные возможности по здоровью. Они перестают изолироваться, встраиваются в коллективы.
- Применение эмоционального интеллекта помогает управлять командой и повышать вовлеченность сотрудников. Понимание себя, уважительное отношение к другим. В итоге – сильная команда, высокие результаты.
Примеры компаний, внедряющих инклюзивные практики:
- В банке РНКБ учитывают адаптацию к потребностям тех, кто с инвалидностями. Речь переводится в текст, видео неслышащим, используя жестовый язык. Голосовые помощники в банкоматах невидящим клиентам.
- В «Уральской стали», Новотроицк детям инвалидам с плохим зрением и задержанным развитием предоставляют в условиях школы-интерната обучение – среднее и специальное.
- В МТС – инклюзивный наем и взаимодействие.
В итоге широкая аудитория вовлекается в социальные проекты, у компаний растет конкурентоспособность.
ESG: Устойчивое развитие как тренд
Интеграция экологических и социальных факторов в бизнес-стратегии становится неотъемлемой частью успеха.
Устойчивое развитие и стратегии важны для бизнеса в 2025 году:
- Создается положительный имидж перед партнерами и клиентами. Рост репутации, лояльности клиентов.
- Престижность перед перспективными кандидатами, соискателями.
- С конкурентным преимуществом привлекаются инвестиции. Многие инвесторы работают только с предприятиями, показывающими устойчивое развитие.
- Налоговые льготы, гранты, государственная поддержка.
- Налаживаются партнерские связи по ESG-рейтингам и связям.
Компании продвигают экологические инициативы, и достигают устойчивого роста следующим образом:
- Интеграцией экологических инициатив в бренд.
- Продвижение экологически чистых продуктов, натуральных материалов. Без химии и токсинов.
- Продвигаться в социальных сетях с экологическими инициативами с расширением аудитории.
- Образовательными кампаниями, информативным контентом для вовлеченности и осведомленности аудиторий.
- Партнериться с компаниями экологической направленности.
- Проведение акций с зеленым маркетингом.
Устойчиво развиваются компании, получающие экологические сертификаты, охраняющие окружающую среду, перерабатывающие отходы во вторичное сырье.
Примеры успешных компаний, внедривших ESG-подходы, повышающих репутацию и прибыль: «Полиметалл» с корпоративной социальной ответственностью, «Сахалин Энерджи» с отчетностью устойчивого развития и повышением доверия, «Тетра Пак» с безопасными продуктами и снижением влияния на среду, «Роснефть» с международными инициативами ESG и соответствующей рекордной прибылью, МТС с экологически чистыми энергетическими источниками.
Персонализация и внимание к благополучию сотрудников
Внимание к благополучию сотрудников и персонализация опыта помогают удерживать талантливых специалистов. Это выражается в следующем:
- Продвижением здоровья и благополучия в спорте, консультациях психологов, улучшенных коммуникациях для повышения производительности.
- Предоставлением карьерного роста, повышением квалификации обучением.
- Учетом индивидуальных потребностей.
Предоставление условий для баланса work-life, забота о психоэмоциональном состоянии сотрудников со льготами и карьерными перспективами создает сильную команду и устойчивый рост компании.
Примеры компаний, которые успешно внедряют такие подходы: Яндекс с клубами по интересам, образовательными проектами и экологическими акциями; Мегафон с обучающими программами по личностному росту и эмоциональному интеллекту; Сбербанк с проектами по наставничеству, адаптации и росту, управлению стрессами; Ростелеком с программами по ЗОЖ.
Заключение
Имеющиеся тенденции показывают, что успешными компаниями в 2025 году будут те, кто готов к изменениям и использует новые возможности для роста. Практикующие экологические и социальные программы, внедряющие инновационные технологии по автоматизации и искусственному интеллекту в управлении персоналом – это ключевые тренды управления 2025 году.