Визуальные заметки, или скетчноутинг – это метод записи, позволяющий упростить восприятие сложной информации. В статье мы рассмотрим его подробнее, приведем примеры и поделимся советами, как освоить этот подход.
Понятие скетчноутинга
Сначала появился скетчинг, который представляет собой быстрые наброски, не углубляющиеся в детали, но прекрасно передающие основную идею. Этот стиль записей стал основой для скетчноутинга, в тот момент, когда люди начали использовать его для фиксации лекций.
Скетчноутинг включает в себя визуализированные записи, на которых изображены персонажи, цитаты, стрелки и прочие элементы, которые помогают структурировать, запомнить материал.
В 1970 году А.Пайвио предложил теорию двойного кодирования. Она указывает на то, что мозг во время обработки информации пользуется двумя каналами – вербальным и визуальным. Скетчноутинг успешно сочетает сразу оба.
Преимущества скетчноутинга
- С активным вовлечением двух полушарий мозга вы слышите, фиксируете информацию,а также лучше ее понимаете.
- Визуальное «конспектирование» способствует лучшему сосредоточению. Процесс рисования поглощает, вызывает положительные эмоции, помогает избежать отвлечений на социальные сети или мессенджеры.
- Эстетически оформленные записи приятно просматривать, делиться ими с друзьями. Вероятность повторного обращения к таким заметкам гораздо выше, чем к стандартному тексту.
- Скетчи учат выделять главные идеи, что упрощает объяснение, обмен мыслями.
- Процесс может быть просто веселым, особенно для тех, кто любит рисовать.
Кому может быть полезен
Д.Роэм, широко известный эксперт в сфере визуального мышления, утверждает, что успешное решение задач через визуализацию не зависит от уровня художественных способностей. Такая форма ведения скетчзаметок подойдет любому, кто желает эффективно запоминать, упрощать объяснение информации.
Наиболее часто визуальные заметки используют:
- Учащиеся школы и ВУЗов. Превращение сложных тем в визуальные наброски оказывается более продуктивным, чем традиционное запоминание.
- Преподаватели. Наглядные образы могут заразить детей интересом к предмету.
- Предприниматели. Визуализация способствует успешным продажам.
Как создавать визуальные заметки
Скетчноутинг бывает электронным и от руки. Мы остановимся на первом варианте. В этом случае все заметки, конспекты заполняются в цифровом формате. В цифровой версии легче вносить коррективы, а нарисованный проект можно использовать для разных целей, например, для печати постеров или подарочных открыток. Для создания электронных заметок можно воспользоваться графическим планшетом со стилусом.
Определитесь с местом и временем
Скетчи можно делать практически в любой момент – здесь и сейчас или поэтапно. На дистанционном обучении второй вариант будет более эффективным: сначала просмотрите урок, поучаствуйте в обсуждении в чате, а затем, пересматривая запись, создайте свой визуальный конспект.
Поначалу создание одного скетча может занять у вас от двух до трех часов. Постарайтесь выделить это время заранее, чтобы не спешить, не отвлекаться. Со временем вы сможете справляться с этой задачей быстрее.
Разработайте структуру
Правильно организованная структура заметки имеет гораздо большее значение, чем её визуальное оформление. Способ, которым вы представляете информацию, напрямую влияет на её понимание в будущем.
Форма бывает разная: линейная, траекториальная, вертикальная, или, например, в виде модулей, «небоскрёба»/ «попкорна». Возможно, вам понадобится несколько попыток, чтобы найти наиболее подходящую для вас структуру, которая будет эффективно передавать идеи.
Примените основы скетчзаметок
Для овладения скетчноутингом не нужно учиться художественной школе. Большинство предметов, которые необходимо визуализировать, можно представить с помощью 5-ти привычных фигур. Речь идет о квадрате, круге, треугольнике, линиях и точках.
При создании скетчей также применяются текст и символы. Часто используются стрелки, облака, обозначения денег, логотипы.
Также можно варьировать шрифты, их начертание и стили. К примеру, самое важное можно выделить крупными узкими буквами, а краткие пояснения оформить жирным или декоративным шрифтом.
Выразите индивидуальность
Скетчноутинг представляет собой как интеллектуальный, так и творческий процесс. Важно, чтобы стиль и подход автора были заметны. Старайтесь развивать свой уникальный стиль, придумывайте оригинальные элементы и пробуйте различные методы.
Литература по скетчноутингу
Сочетание рисунка с текстом – это действительно мощный инструмент. Мы лишь назвали основы скетчноутинга, и если вам этот процесс понравился и вы хотите углубить свои знания, рекомендуем ознакомиться с работами экспертов:
- М.Роуди: «Визуальные заметки» – книга по созданию скетчей. В книге вы найдете наглядные и запоминающиеся примеры, а также практические задания для освоения основных графических компонентов.
- Д.Роэм: «Визуальное мышление». Автор делится методами применения визуальных образов в бизнесе для генерирования идей и нахождения нестандартных решений. Книга учит формировать идеи и эффективно представлять их другим.
- Ф.Белльвиль-Ван Стоун: «Скетчи!». Автор расскажет, как организовать свой творческий процесс, предложит упражнения, практические советы по созданию скетчей.
- Братья Маклеод: «Создай свою вселенную». Авторы расскажут, как посмотреть на свое творчество по-новому, стать изобретательным.
- Н.Хертинг и Х.Уиллемс: «Доведи идею до совершенства». В книге представлены оригинальные рекомендации и свыше 150 заданий, позволяющих развивать, реализовывать идеи дома, в дизайн-студиях или офисах.
- Д.Хендрикс: «Скетчбук, где живут твои идеи». Креативный блокнот автора станет помощником в освобождении от устаревших стереотипов, а также поиске собственного уникального стиля написания.
Сервис для визуальных заметок
Эсборд – это онлайн-доска для бизнеса и не только. Она отличается простым и понятным функционалом, предлагает разные решения и включена в Реестр российского ПО.
Она подойдет для:
- Эджайл-коучей. Смогут найти возможности для роста во взаимодействии коллектива.
- Продакт-менеджеров. Визуализация деловых процессов покажет слабые места, на основе которых можно будет составить план дальнейших действий.
- Разработчиков. Команде будет проще понять, над чем работать.
- Маркетологов. Заказчик увидит, на какой стадии находится процесс и что уже выполнено.
- Дизайнеров. Кроме скетчзаметок, они смогут быстро отрисовывать мудборд для согласования с клиентом. У последнего появится возможность оставлять свои комментарии по проекту.