Как достичь цели: принципы коучинга

Препятствия и сопротивление на пути к цели, принципы коучинга и его отличие от психологии – все эти темы мы затронули в очень интересной беседе с Екатериной Пашковой – коучем и главным редактором сайта pedsovet.su

Я работала учителем информатики более 7 лет и была классным руководителем. В 2007 году создала сайт pedsovet.su для школьных учителей и уже более 10 лет этим занимаюсь.

Мы проводим конкурсы, вебинары, публикуем книги с произведениями учителей и учеников. Кроме того, я являюсь автором дистанционных курсов повышения компьютерной грамотности педагогов, организую практико-ориентированные вебинары для учителей и провожу регулярные интервью с педагогами-практиками.

В рамках своего развития и приближенности к личным целям я стала коучем. Часто использую самокоучинг и это помогает мне в жизни. Мои клиенты - это педагоги, репетиторы и руководители образовательных учреждений. Благодаря владению коучинговыми технологиями, я могу помочь и грамотно ответить на вопросы, которые я встречаю в Интернете и часто поступают от учителей.

В коучинге есть принципы, которые позволяют каждому человеку достичь цели, которые ему надо, и теми средствами, которые ему доступны.

У человека есть все ресурсы для того, чтобы достичь своих целей.

Коучинг, в отличии от других методик взаимодействия с человеком, предполагает, что у клиента есть все ресурсы, чтобы достичь своей цели. Ему не надо говорить ,что делать. Он сам знает, что делать на уровне подсознания. С помощью коучинга можно сформулировать эти знания, вывести их на поверхность. То есть человеку может казаться, что он не знает, но правильные вопросы и техники открывают эти знания для человека.

Со всеми все ОК.

Мне очень нравится этот принцип. Коуч работает с клиентом на равных.

В коучинге нет такого понятия как проблема у человека. У клиента есть задача и все ресурсы для ее решения. Когда он выбирает какое-то действие или бездействие, то он делает это всегда в своих интересах.

Изменения неизбежны.

Каждый человек движется к своим целям с той скоростью, с которой ему комфортно. Одну и ту же задачу разные люди могут выполнять абсолютно с разной скоростью. Это нормально. Изменения в любом случае произойдут. Даже если человек ничего не делает, внешняя среда меняется и подталкивает его к изменениям.

Если говорить об отличии коучинга от психологии, то в психологии, психотерапии идет работа с глубинными убеждениями, проблемами и первопричинами. Коуч не работает с прошлым и психологическими проблемами. Берутся те ресурсы у человека, которые есть сейчас, и с помощью них ведется работа с будущим.

Приведу пример из моей практики. Запрос от человека может звучать как желание зарабатывать определенную сумму за час своей работы. Понимая, что нет проблемы, а есть задача, мы начинаем ее решать через вопросы и ответы, выполнение упражнений. Мы можем рассмотреть, почему до сих пор человек не зарабатывал эту сумму, что мешает.

На этой основе человек получает мотивацию, идет и повышает цену или начинает работать с другой категорией учеников.

У меня есть несколько упражнений и методик, благодаря которым человек лучше понимает и осознает свои внутренние ресурсы, что он может сделать и в чем его сила? За одно занятие он получает столько мотивации, что очень сильно продвигается вперед, начинает делать то, что раньше не делал или делать иначе.

Я предпочитаю уделять много внимания тому, что человек хочет и почему. Получить мотивацию и энергию на цель, которая тебе не близка, можно, но зачем? Часто нужно понять, какая у человека цель, что он хочет на самом деле, какой у него мотив, и куда он хочет идти. Важно, чтобы он сам это понял и это осознание его очень мотивирует.

У человека всегда есть какое-то сопротивление, что-то мешает достичь цели.

Не бывает по-другому. Если бы не было сопротивления, все бы давно уже добились своих целей, но они почему-то этого не делают месяцами и годами. Они думают и не делают. Коучинговыми методами можно преодолеть эти сомнения и страхи и двигаться дальше.

Изменения в сфере образования и внешней среды диктуют свои условия.

Не стоит ждать, что кто-то даст готовое решение, придет и научит чему-то. Важно быть активным и брать ответственность на себя, выходить за рамки и расширять границы.

Очень часто я общаюсь с педагогами, у которых есть дополнительный доход, они занимаются репетиторством или дают консультации, продвигают свои информационные продукты и разработки уроков. Они понимают, что ответственность за происходящее лежит на них, и что именно они управляют своей жизнью. У них это действительно здорово получается.

Проводя вебинары и другие развивающие мероприятия, я заметила, что их посещают те учителя, которые уже знают тему и просто находятся в поиске новых методов и способов работы.

Очень хочется, чтобы та часть учителей, которая пока не успела перестроиться в условиях изменений, начинала интересоваться новой информацией и материалами, участвовала в вебинарах и конференциях, использовала online инструменты при дистанционной работе и тд.

Цените себя и свою профессию, развивайтесь, определяйте свои цели и достигайте их.