Последнее десятилетие характеризуется сверхбыстрой сменой привычных моделей. Цифровизация задает свои тренды, вынуждая компания разрабатывать и внедрять новые подходы на ходу, с учетом повышения геополитической напряженности и распространения удаленного формата работы. Операционная или сервисная роль HR – вчерашний день, фокус внимания постепенно смещается на его стратегическую роль. На таком фоне Big Data в HR становятся одним из важнейших инструментов для повышения эффективности.
Что такое большие данные в HR
Big Data (Большие данные) в общем понимании – это крупные объемы информации, которые сложно анализировать и перерабатывать вручную. У них есть ряд особенностей, которые отличают их от Small data:
- Для анализа нужны более серьезные инструменты, чем Excel.
- Анализируется весь массив данных, а не выборка.
- Для перебора комбинаций используются машинные алгоритмы.
Также для определения больших данных используют признак трех V: velocity – скорость, volume – объем, variety – многообразие.
В контексте HR big data – это разнообразные сведения:
- Демография.
- KPI (ключевые показатели эффективности).
- Способности и качества кандидатов и сотрудников.
- Поведение.
- Удовлетворенность.
Как правило, о Big Data в управлении персоналом целесообразно говорить в компаниях с числом сотрудников больше 1000 человек. Big Data могут быть структурированными (таблицы, списки) и неструктурированными (текстовые документы, сообщения в социальных сетях, видео). Эффективная работа с ними помогает принимать сильные управленческие решения.
Анализ Big Data помогает:
- Выявить закономерности.
- Составить прогнозы.
- Поставить долгосрочные цели.
- Сформировать план действий.
С помощью анализ можно решать конкретные локальные задачи – например, составить прогноз увольнений, либо глобальные – о заработной плате, компенсациях, внедрении автоматизации, формировании новой системы поиска и отбора.
Ключевые области применения
В современном управлении персоналом big data находят применение на всех этапах работы:
- Поиск и отбор сотрудников: анализ резюме, каналов найма, качеств потенциальных сотрудников и прогнозирование их поведение, анализ рынка труда.
- Кадровое планирование на долгую перспективу. Составляются сценарии для методики сценарного моделирования, определяется потребность в кадрах и ее динамика, анализируются показатели, оценивающие состав, структуру и возможности персонала (показатели диверсификации, инклюзии).
- Повышение мотивации, снижение текучести кадров. Анализируются индекс удовлетворенности (ESI), лояльности (eNPS), вовлеченности, текучести, удовлетворенность условиями труда (освещение, температура, шум, взаимоотношениями в коллективе), управлением, уровнем заработной платы. Собираются данные об обратной связи, составляются персональные треки развития.
- Управление эффективностью. Создаются панели мониторинга ключевых показателей эффективности, выявляются пробелы, анализируется производительность.
- Обучение, повышение квалификации. Выявляются потребности в обучении, анализируется эффективность уже имеющихся программ, моделируются новые системы.
Для сбора big data используются ИИ, веб-скрепинг, внешние и внутренние ресурсы. Примеры внутренних: архивы, базы данных, системы планирования ресурсов предприятия ERP. Примеры внешних: сайты, СМИ, социальные сети.
Преимущества использования больших данных в HR
Выгоды от анализа big data охватывают все аспекты управления персоналом:
- Эффективный найм. Правильно нанятый сотрудник – это огромное множество положительных последствий: снижение текучести кадров, снижение затрат на поиск новых сотрудников, исключение простоев, грамотные увольнения без ущерба для процесса.
- Более точные и взвешенные решения. Доступ к обширной информации снижает степень случайности и субъективности принятых решений, они лучше учитывают реальную ситуацию.
- Улучшение показателей вовлеченности и удовлетворенности. Автоматизация рутинных процессов освобождает время для более творческих задач, работа с выявленными проблемами в коммуникации помогает найти инструменты для улучшения взаимодействия между отделами, а более точная обратная связь повышает лояльность и доверие руководству.
- Снижение затрат на управление и персонал. Комплексное влияние Big Data на эффективность работы персонала оказывает долгосрочный минимизирующий эффект на затраты. Улучшается количественный и качественный состав нанятых работников. Для выполнения тех же задач требуется меньше человеко-часов.
Объем российского рынка больших данных и ИИ за 2024 год составил 320 млрд. руб. Эксперты прогнозируют ежегодный рост на 20-30% ежегодно.
Реальные кейсы
В 2023 году 98,8% крупнейших компаний уже инвестировали в искусственные интеллект и Big Data. Несколько примеров:
- Проект Work Force Manager компании МТС. Были закуплены серверы, внедрено специализированное программное обеспечение, целью которого являлся сбор разнообразной информации о работе контакт-центров и внедрение новых методов работы. Затем было организовано обучение администраторов, менеджеров, операторов в системе WFM. Результат: эффективное составление графиков работы, повышение уровня обслуживания, сокращение числа потерянных вызовов в 2 раза. Фонд заработной платы работников сократился на $30 тыс.
- IBM организует непрерывный сбор данных о работе каждого сотрудника: пройденные курсы, результаты, оценки, выполненные задачи. Программное обеспечение на базе машинного обучение составляет программу приоритетного развития, на основе чего HR-специалист формирует индивидуальную программу повышения квалификации.
- Amazon активно использует большие данные для создания целевых специализированных программ по отбору персонала и оценки привлекательности компании. Например, компания ежегодно нанимает более 100 тысяч сезонных работников, из которых в дальнейшем отбираются сотрудники, которым следует предложить работу на полный день, а сами сотрудники имеют шанс попробовать себя в этой работе и оценить свое желание работать в Amazon на постоянной основе. Прием позволяет «убить двух зайцев» – закрывает потребности компании в сезонных работах и служит источником новых талантов и богатейших сведений о потенциальных кандидатах. А регулярные опросы позволяют выявить факторы, которые привлекли сотрудников, например, в 2021 году 93% новых сотрудников сообщили, что их основным мотивом стали программы обучения.
Кейсы Big Data в HR часто представляют собой конкретные программные инструменты, например, это может быть методика сбора обратной связи, в формате быстрого опроса, для оценки удовлетворенности сотрудников.
Сложности и риски
Работа с большими объемами информации – это отдельная система, требующая инфраструктуры, человеческих и технических ресурсов, инструментария и опыта. Ее внедрение связано со следующими рисками:
- В ходе сбора информации необходимо соблюдать Общий регламент по защите данных ЕС, федеральный закон «О персональных данных» в Росси и другие нормативные акты, а также ряд этических моментов, чтобы исключить дискриминацию или предвзятость. Сбор информации о сотрудниках может привлечь внимание регуляторов. Пример: немецкое отделение компании H&M, руководство которой собирало информацию о религиозных убеждениях сотрудников.
- Конфиденциальность. Внедрение систем работы с большими объемами может затруднить скорость извлечения значимой информации, в то же время повышает риски утечек, кибератак и несанкционированного доступа.
- Надежность данных. Разнообразие источников и их объем повышают сложность проверки качества данных. Часть информации может быть устаревшей, неактуальной или недостаточно качественной для принятия конкретных решений. Потребуется качественная система отбора и обработки.
- Трудности хранения. Большие объемы информации нуждаются в специфической технической поддержке и профессиональных системах хранениях.
- Анализ данных. Возможна неверная интерпретация полученных данных. Результат: предвзятое отношение к сотрудникам, дискриминация, нарушение корпоративной этики, нарушение прав и свобод персонала. Анализом должен заниматься профессионал, понимающий специфику HR.
Наконец, есть ряд рисков на этапе интеграции. Система должна эффективно взаимодействовать с уже имеющимися процессами и другими системами в HR.
Как внедрить аналитику больших данных в HR
Внедрение больших данных – многоступенчатый процесс. Сегодня он предполагает:
- Инвестиции в технологии: облачные или лицензированные системы управления персоналом (Workday, TargControl, K-Team HRM), системы автоматизации и оптимизации бизнес-процессов (SAP, 1С:ERP)
- Развитие отделов IT и аналитики.
- Адаптация к новой культуре работы и принятия решений, интеграция с другими системами: CRM и ERP.
- Повышение квалификации и обучение HR-сотрудников методам работы в новой среде.
Готовая система воспринимается как гибкий, постоянно совершенствующий на основе показателей его эффективности инструмент.
Будущее HR-аналитики
Эксперты прогнозируют повышение роли персонализированного обучения. В 2024 году обучение с помощью ИИ использовали 40% компаний (вместо 13% в 2023 году). Вторая сильная тенденция – усиление роли гибридных и гибких форматов работы. В России в 2024 году гибридный формат работы был внедрен в 60% компаний. Растет роль этики, справедливости, инклюзивности и конфиденциальности использования данных.
Сегодня Big Data в HR – это мощный трансформационный инструмент. Компания, грамотно интегрировавшая анализ больших данных, получает конкурентные преимущества. С учетом того, что отдел управления персоналом играет ключевую роль в достижении стратегических целей, внедрение big data может основным фактором успеха. В то же время организация эффективных систем сбора и анализа больших объемов информации потребует определенных вложений. Тщательно оцените готовность компании к внедрению.