Для повышения вовлеченности клиентов, мотивированности сотрудников применяют геймификацию в бизнесе. Инструмент показал высокий уровень эффективности. Например, использование элементов компьютерных игр в обучении увеличило успеваемость студентов на 89%, а их мотивацию – на 68%. Ситуация связана с тем, что миллениалам проще достигать успеха, если процесс похож на интересную игру, а за выполнение задач дают вознаграждения. Внедрение геймификации в работу компании повысит эффективность ее взаимодействия с клиентами в разы.
Что такое геймификация?
Геймификация – это использование игровых техник для бизнес-процессов. Так компания может побудить сотрудников и клиентов продолжать взаимодействие, сделать процесс интересным. Простой пример – соревнование между отделами. В момент чрезмерной загруженности компании можно объявить состязание на лучшую производительность и назначить приз. За проявленную инициативу и достигнутые результаты сотрудникам начисляют баллы. Затем их суммируют, составляют рейтинг и премируют лучший отдел или поощряют иным образом. Так работники будут заинтересованы в достижениях.
Играть любят все люди. Возраст персонала при этом не важен. В процессе игры выделяется дофамин. Он связан со способностью учиться, запоминать информацию, испытывать счастье.
Есть другой пример эффективного внедрения геймификации, не связанного с соревнованием. Так, сотрудникам завода предложили искать опасные участки на производстве, фотографировать их и загружать снимки в приложение. За каждое фото начисляли баллы, которые можно было потратить на ценные призы. Сотрудники могли получить бытовую технику, сувениры, другие важные вещи. Предприятие, в свою очередь, выявляло опасные участки и заранее принимало меры по предотвращению негативных последствий.
Не стоит путать геймификацию с обучающими играми. Во втором случае ситуации смоделированы искусственно. С их помощью сотрудников учат действовать в непредвиденных обстоятельствах, развивают навыки, способные пригодиться в будущем. Когда речь идет о геймификации, методы внедряются в реальные бизнес-процессы. Игру применяют для улучшения реальной работы компании, управления ситуацией, с которой сотрудники сталкиваются в практической деятельности.
Преимущества геймификации в бизнесе
Геймификация мотивации в бизнесе положительно сказывается на работе компании в целом. Применение инструмента дает следующие преимущества:
- Растет узнаваемость бренда. Игровые инструменты улучшают взаимодействие с клиентом. Они подогревают интерес, позволяют лучше запомнить компанию. Причем внедрить игру можно на этапах, связанных с длительным ожиданием. Например, рекомендуют вносить элементы интерактивов в процесс регистрации или предлагать поиграть, пока человек ждет ответ службы поддержки.
- Упрощается знакомство с новым товаром или услугой. С помощью игры удастся объяснить что угодно. Так покупатель лучше поймет ваше предложение, оценит, подходит ли оно или нет.
- Снижается уровень рекламной слепоты. Обилие объявлений приводит к тому, что пользователи перестают их замечать. Однако внедрение игровых элементов помогает обратить внимание на ваше предложение, рассказать про новые продукты.
- Средний чек увеличиваются. Хорошие игровые механики положительно влияют на восприятие компании, побуждают клиента чаще пользоваться ее услугами, покупать товары. Например, онлайн-школы научились стимулировать продажи, внедряя инструменты для подбора курсов по интересам. Для этого клиенту предлагают пройти бесплатный тест. Когда он завершен, система предлагает купить курс. Так клиент ощущает, что предложение создали специально для него. В результате вероятность продаж растет.
- Удается получить информацию о потенциальных сотрудниках и клиентах. С помощью геймификации формируются базы уникальных данных. Так, можно собирать адреса электронной почты, номера телефонов, иную информацию, необходимую для оценки и анализа.
- Создается новая точка взаимодействия с целевой аудиторией. Полноценная геймифицированная платформа побудит пользователей чаще соприкасаться с компанией, что увеличит шансы на совершение целевых действий.
- Повышается эффективность внутренних процессов в компании. Метод используют для мотивации и стимулирования персонала. Внедрение игр и проведение конкурсов, созданных специально для поиска новых идей, роста производительности, положительно сказывают на результатах работы и размере прибыли. Причем применять игровые методики можно как в крупных, так и в небольших компаниях. Различаются лишь нюансы соревнований. Если компания маленькая, в игре участвует каждый сотрудник лично. В крупных организациях обычно проводятся соревнования между отделами или подразделениями.
- Повышается интерактивность обучения персонала. Процесс становится более интересным, продуктивным. Доказано, что освоить знания легче, если применяются игровые механики. Сегодня все крупные предприятия предлагают персоналу обучающие программы с применением геймификации. Причем часто они включают использование современных методик, в том числе применение VR- и AR-реальности. Прохождение любого курса сопровождается предоставлением наград. Их дают за достижения, успехи. Наличие наград помогает отслеживать прогресс, следить за результатами обучения.
- Удается выстроить сильную корпоративную культуру. Геймификация приходит на смену традиционному методу кнута и пряника, который показал малую эффективность. Его применение лишает инициативы, стимулирует стремление любыми путями избежать наказания. В результате растет безынициативность, что невыгодно для компании. Геймификация устраняет этот недостаток. Она способствует отладке корпоративной культуры, ее формированию. Внедряя квесты в деятельность, организация может рассказать о своей миссии, важных ценностях, а также наградить сотрудников за строгое соблюдение корпоративных принципов. Дополнительно прослеживается улучшение отношений между персоналом, участвующим в игровых активностях совместно.
Виды геймификации
Перед тем, как внедрить геймификацию, разберитесь с ее видами. Их всего 2 – внутренняя и внешняя. Первая ориентирована на сотрудников компании. Она призвана повысить их мотивацию, общий уровень производительности. Одновременно растет командный дух, формируется чувство причастности. Отличный пример внутренней геймификации – внедрение внутренней валюты.
Так, в одной IT-компании ее начисляли за достижение плановых показателей. Дополнительно был создан внутренний магазин, где можно быть тратить баллы. Их также разрешали дарить другим сотрудникам. Такой подход повысил уровень коммуникации, побудил взаимодействовать друг с другом.
Еще один вид – внешняя геймификация. Она предполагает использование игровых механик для взаимодействия с клиентами. В результате продавец стимулирует покупки, наблюдается рост уровня лояльности. Одновременно улучшается коммуникация между клиентом и бизнесом.
В качестве примера можно привести работу ритейла по рекламе. Он запусти игру на странице своего интернет-магазина, предложив искать одинаковые карточки, переворачивая их на закрытом поле. В результате посещаемость сайта выросла на 1/3. Порядка 2 тыс. пользователей купили товар впервые.
Отдельно выделяют методы геймификации, меняющие поведение. Они ориентированы как на сотрудников, так и на клиентов. Здесь все зависит от целей компании, ситуации, в которой она находится. Инструмент помогает формировать правильные привычки, решать задачи. Стоящие перед организацией.
Как внедрить геймификацию в бизнес?
Геймификация бизнеса – пошаговый процесс. Он требует поэтапного подхода к процедуре. Чтобы внедрить игровые элементы в деятельность компании, необходимо:
- Провести исследование аудитории. Сначала составьте портреты сотрудников или целевой аудитории, с которой планируется работа. Оцените уровень их азартности. Затем посмотрите, какой вид игры им интереснее других, определите тип вознаграждения. Затем обратите внимание на уровень соперничества, количество того, что готовы сделать сотрудники за предложенную награду.
- Поставить цели, для достижения которых используется игровая активность. Если их нет, KPI будет низким, даже если сама игра вызовет энтузиазм и будет иметь успех. Сначала поставьте глобальные цели, а затем разбейте их на более мелкие и достижимые. Так вы будете понимать, что нужно сделать здесь и сейчас, чтобы получить результат. Например, для работы с клиентами можно попытаться добиться, чтобы пользователи заходили в приложение ежедневно, проводили в нем минимум 30 мин и репостил результаты в социальную сеть. Для сотрудников же можно установить цель по повышению среднего чека, сокращение времени сделки или увеличения числа работников, которые проходят дополнительное обучение.
- Выбрать игровую стратегию. Ее определяют, исходя из составленного портрета целевой аудитории. Существует 5 типов приманок, призванных побудить человека совершить целевое действие. Так, можно предложить получить достижение – побороться за конкретную награду, достичь лучший результат или испытать удачу. Также допустимо применение методов социализации – объединения сотрудников, командной работы. Не менее популярная приманка – отдых. Она позволяет привести мысли и чувства в порядок, расслабиться, переключиться с выполнения сложных задач на более простые. Игра также может активировать воображение. Предложите сотрудникам или клиентам действия, призванные взять на себя ролевую роль, провести исследование.
- Создать подходящую игровую механику. Чтобы она привлекала, сделайте игру на первом этапе простой. Для этого упростите регистрацию, установите понятные правила, в которых не нужно разбираться. Затем определите цели внутри игры, сделайте их достижимыми. Не менее важно поддержание интереса. Если все элементы однотипные, они быстро наскучат. Проводите интерактивы в рамках игры, добавляйте новые варианты взаимодействия. Организуйте конкуренцию. Для этого используйте рейтинги, демонстрируйте, какое место занимает пользователь. Если человек потерял интерес и перестал заходить, стимулируйте его к возврату. Для этого используйте письма, иные напоминания.
- Провести тестирование, посмотреть, как работает игра. Результаты необходимо зафиксировать, обработать, а затем использовать для улучшения приложения. Только когда пройдено повторное тестирование, и игра показала эффективность, ее можно внедрять и применять на практике.
Примеры геймификации в бизнесе
Компании активно используют геймификацию в бизнесе. Успешные примеры можно найти во всех сферах бизнеса:
- Образование. Пример качественной платформы – LinguaLeo. Она создана для изучения английского языка. На сайте есть все, чтобы пользователь пришел один раз и остался надолго. Здесь собраны разнообразные интерактивы, игры для запоминания слов, улучшения других навыков. Еще один пример – GeekBrains. Компания использовала геймификацию для продажи образовательных услуг. Пользователю предлагают поиграть в тестировщика и обезвредить все баги. Когда это удалось сделать, система предоставляет скидку и предлагает обучающий курс.
- Ритейл. Отличный пример – сеть кофеен Starbucks. У них есть удобная программа лояльности. Ее участники получают звезды за каждую покупку. Их можно тратить на оплату напитков или еды. Всего есть 3 уровня участников. За каждый из них открываются новые возможности. Другой пример – Т-банк. Чтобы стимулировать клиентов к использованию карт, компания придумала квест, состоящий из 7 заданий. Последнее из них было поехать в Сочи и потратить 10 тыс. руб. Тот, кто справился со всем, получал денежный приз.
- Сфера услуг. В этой отрасли отличилась компания Schlotzsky. Она создала игру, в которой пользователи ловили падающие с неба предметы, чтобы собрать бургер. Это сильно увеличило продажи. Компания продолжила внедрять игры и далее. За покупку напитка клиенты стали получать коды. Их нужно было вводить в приложение, а затем стереть защитный слой на экране. Если код совпадал, клиент мог получить бесплатное блюдо. Похожим путем пошла компания Умскул. Онлайн-школа создала программу, позволяющую ученикам набирать баллы за выполненные задания. Причем количество баллов зависело от скорости выполнения. В результате объем сдаваемых домашних заданий вырос на 10-15%. Баллы продвигали учения по системе достижений.
Ошибки и подводные камни геймификации
Не всегда геймификация приносит пользу. Она может не работать по следующим причинам:
- игра слишком сложная – обычно пользователи не хотят напрягаться и предпочитают отдыхать в таких приложениях, расслабляться. Если нужно делать многое, прикладывать большие усилия, человек откажется играть;
- выбрана неправильная механика – она должна быть подобрана с учетом целевой аудитории, ее особенностей, потребностей;
- приложение плохо адаптировано под целевую аудиторию – в результате пользователям становится неинтересно, или они испытывают сложности.
Чтобы инструмент помог, проводите тестирование, выполняйте планирование внедрения. Обязательно оценивайте отклик аудитории, смотрите, какой результат дало применение новой игры. Если она не помогает достигнуть цели, вносите изменения, адаптируйте приложение. Постепенно вы приведете его в тот вид, который удобен для пользователей, будет стимулировать их к взаимодействию с компанией. Только комплексный подход позволит получить хороший результат.
Заключение
Таким образом, геймификация – удобный инструмент, способный значительно улучшить показатели компании, повысить уровень вовлеченности. Он будет полезен для работы с персоналом и клиентами. В результате процесс взаимодействия станет более интересным, что побудит продолжать сотрудничество. Однако важно, чтобы инструмент решал конкретную задачу, а не использовался лишь потому, что это модно. Только такой подход даст результат и улучшит продажи, узнаваемость. Важно грамотно применять геймификацию в бизнесе. Обязательно проводите анализ ЦА, учитывайте ее особенности, потребности. Если сделать все правильно, игровые методики повысят популярность вашей компании, уровень ее узнаваемости.