Мозговым штурмом считают технику, ускоренно генерирующую идеи при поиске эффективных, актуальных решений проблемы. Ее практикуют индивидуально, и особенно коллективно, когда команда должна найти нетривиальный способ получить желаемое, интеллектуально достичь цели.
Автором практики считают Алекса Осборна из США, который придумал инструмент для мозгового штурмав знаменитый довоенный кризис, экономический и управленческий. Таким способом он смог развить генерацию идеи, добившись выделения творческого процесса из общей рутины, и отделения критического сдерживания.
Во время мозгового штурма людьми мобилизуются интеллектуальные способности с использованием их навыков и имеющихся данных по проблеме, для выработки нового решения, достижения намеченных результатов. Часто такую практику применяют в момент временного тупика идей, отсутствия оптимальных способов выполнить задание в запланированное время.
Штурмом пользуются для генерации мощного старта разработчики сложных проектов (систем), творческие специалисты (сценаристы, дизайнеры), рекламщики – чтобы выработать оригинальную идею, нетипичный ход. Во время коллективного штурма участниками генерируется максимум идей, чтобы решить задачу. В том числе самых фантастических, на первый взгляд, вообще не реализуемых или не относящихся напрямую к проблеме. Но все они интегрировано ведут к рождению самого верного быстрого решения.
Способ развивается и находит применение в бизнесе, не только в творчестве, но и других сферах, включая производственные.
История и развитие метода
У американца Алекса Осборна, владеющего совместно с другими компаньонами рекламным агентством в 1940-е годы, было время, когда на фоне всеобщего кризиса («великой депрессии») компания переживала просто плохое состояние, без свежих идей и отсутствия заказов.
В этот период к нему пришло понимание способа генерации идей. Он сумел отделить творческое придумывание от негативного критического анализа. Он предполагал, что отсутствие нестандартного мышления вызывается страхами получать публичную оценку, боязнью выражения своих мыслей перед возможными скептическими мнениями и даже насмешками.
Он стимулировал сотрудников к выражению всего приходящего в голову, не критикуя и не оценивая. Родился брейнсторминг – озвучивание всех вариантов по цепочке. Так они выработали ряд смелых и продуктивных идей.
Подробно этот механизм был описан книгой с простым и интригующим названием «Как придумать» (1942). Там был описан мозговой штурм, которым пользовались в 30-е годы.
В книге он сравнил творческий процесс с хрупким цветком, которому мало распуститься, его (творческий поиск) нужно поддержать активно количеством возможных решений, из которых родится эффективное качественное.
Тогда работа с мозговым штурмом помогла компании автора преодолеть кризис, получить прибыльные заказы, и преуспевать. Но главное – его книга и дальнейшее развитие метода позволило многим активным людям и коллективам эффективно продвигать свое дело, применяя при этом и развивая коллективное мышление.
Основные этапы мозгового штурма
Структурно его основными этапами являются три временных промежутка: постановки нужной задачи; основного этапа, когда генерируются идеи; времени экспертных оценок, с группировкой предложений и отбором эффективного решения.
Более глубоко и детально способ разбивается на этапы:
- Время предварительной подготовки команды к процессу. Оно может занять не меньше трех дней. Сформулировать цель и поставить задачу, когда длится подготовка. Будет правильно сформировать цели каждому участнику. Приготовить их к целенаправленной генерации идей. Учитывать важность четкой формулировки задачи, и настраивать всех на отсутствие критики в процессе.
- Подобрать команду для штурма. Результативность при участии не меньше 5 человек, максимальным может быть число 12. Рекомендуется, чтобы все они по отдельности профессионально представляли различные направления в выбранной деятельности. Соединение разных подходов принесет богатство выбора среди предложений.
- Выбирается модератор – тот, кто сможет и успеет уловить варианты при штурме, для дальнейшего изучения.
- Команда разминается преимущественно в игровых форматах, запуская активность творческого процесса интеллектуальной генерации в каждом. Ведущим может ставиться задача, и как бы с точки зрения участников, ее решали исторические или медийные, другие известные персонажи.
- Главный этап мозгового штурма с массовым генерированием вариантов решений. От каждого потребуются свои мысли, все они записываются ведущим и сопровождаются заданием дополнительных вопросов.
- Не менее важный период – подвести итоги. Здесь потребуется экспертная оценка профессионалами в направлении, с анализом всех идей, учитывая их результативность и пользу.
Практическим итогом станет самое эффективное решение поставленной задачи, явно выделяющееся своей продуктивностью перед предыдущими предложениями.
Методы и техники мозгового штурма
В процессе применения мозгового штурма появлялись все новые методы его проведения, в зависимости от целей, с адаптацией к условиям. Самые популярные и продуктивные из них:
«635», с исходным числом участников – шесть
Каждому из них предлагается поделиться письменно тремя идеями в течение пяти минут. Заполненные карты с записями они передают друг другу, и вносят свои дополнения к чужим предложениям. Следующий шаг – совместный анализ каждой идеи вместе с дополнениями.
Round-robin
Дословно метод круговой поруки. После озвучивания проблемы модератором, сидящие в кругу люди фиксируют свои идеи на отдельных листах. Потом эти листы движутся по периметру, каждая идея последовательно дорабатывается всеми участниками. Примечательность этого штурма – беззвучность процесса. Обсуждаться вслух идеи будут после полного заполнения листов.
Обратный мозговой штурм
В его основе – не генерация всего самого полезного и продуктивного. Наоборот, в этом способе прорабатываются самые негативные сценарии. Он называется брейнстормингом, и реализуется: задаются вопросы, отрицающие полезность продукта – причины его вредности и непривлекательности (по мнению отдельных клиентов), почему происходят его массовые возвраты, что служит причиной написания отрицательных отзывов со стороны целевой аудитории. Метод становится высокопроизводительным для коллективов с выгоранием, тупиковой ситуацией и полным отсутствием созидательных идей.
Ролевой штурм
Способ ролевого штурма творческий, с похожестью на детские игры. Выбирается медийный или исторический персонаж, киногерой, известная личность. Имитируя его поведение, обсуждается проблемный вопрос с его точки зрения или позиции. Таким способом полезно творчески разминаться перед основными штурмовыми этапами.
Техника «Шести шляп»
Методика хорошо реализуется при необходимости посмотреть на проблему под разными углами. Ролевая игра придумана Э. Боно, считавшим, что ношение одной шляпы приводит к традиционному однообразию. Он приводит аудиторию к одновременным изменениям ракурсов рассмотрения проблемы. Шляпа у каждого из участвующих своя, или они меняются ними по очереди. Но каждая имеет свои характеристики:
- У Белой шляпы характеристики фактов, объективности, максимальной информативности и реальной оценки ситуации.
- Черной шляпе соответствует критичность всего вокруг.
- Желтая выявляет все хорошее в коллективе, описывая его.
- Зеленой шляпе соответствуют творческие позиции. Они присутствуют в обсуждении актуальных вопросов улучшения и планирования.
- С Синей шляпой наступает подведение итогов по реально проведенным мероприятиям в команде перед этим. Формирование выводов и распределение правильных задач для улучшения.
Раскадровка
Требуется для последовательного настраивания бизнес-процессов. Может проводиться индивидуально и коллективно. На большом листе или доске прорисовывается сложившаяся ситуация на производстве. Стикерами отмечаются отдельные события, составляющие всю технологию и ее ключевые аспекты. Позиции каждой версии анализируются, с выбором самых перспективных реализаций. На этом основании намечается план выполнения и ответственные.
Инсценировка
Способ моделировать наличие рисков для решения ситуации положительно. Требуется участие четверых и больше человек. Их делят на успешную группу и провальную. Первый коллектив обрисует все варианты достижения результата, вторая описывает возможные негативные сценарии. Результатом должно стать выделение трех главных преимуществ, и выделение трех наихудших по опасности рисков.
Инструменты для мозгового штурма
Самый тривиальный способ – проводить штурм очно, за одним столом. Но сейчас есть масса инструментов, чтобы собирать удаленных участников и экспертов, продуктивно проводить акции. Для этого пользуются рядом онлайн-сервисов и платформ, мессенджеров.
AhaSlides
Слайдовый сервис считают лучшим для мозговых штурмов с компьютеров и мобильных устройств. Позволяет делать через облако опросы в реальном времени, используя большой массив слов. Позволяет организацию викторин и групповых обсуждений, создание слайдов к мозговому штурму. В них отражаются вопросы и ответы, предложения. Сервис синхронизируется с телефонами для обсуждений.
Штурм строится на сборе мнений, начинаются обсуждения. Важно, что сервис с богатым набором функций бесплатный.
Miro
Инструмент с мощной виртуальной доской, большим набором решений, нужных крупному бизнесу. Библиотека с многочисленными готовыми шаблонами. Все это позволяет справляться с мозговыми штурмами быстро, с высокой производительностью. Отличная функция – видеть каждому совместное изображение, и вносить свои творческие идеи, находясь удаленно, и независимо от времени. Но самый полный набор задач доступен только с лицензионным пакетом.
Sboard
Является онлайн-доской для коллективного созидания, создающей разнообразный контент, интегрирующейся с множеством сервисов в сети, с легкими и гибкими настройками. Эсборд позволяет визуализировать идеи, вести проекты в реальное время. Связывает команду для построения интерактивных схем и упорядоченных задач. Позволяет решать задачи бизнес-структурам, творческим коллективам, образовательным центрам. Везде, где нужно тесное взаимодействие коллектива с наглядными визуализациями проектов и предложений каждого участвующего в обсуждении.
Его преимущество – мощность функций, синхронизация взаимодействий удаленных сотрудников, при удобстве и простоте интерфейса.
Функциональные возможности Эсборд:
- Создавать интерактивные доски, визуализирующие множество проектов и предложений.
- Рисование и внесение готовых изображений. Формирование текстов.
- Синхронизация совместной работы с комментариями.
- Поддерживаются все форматы по изображениям и тексту, включая ПДФ. Работа со ссылками.
- Подключение актуальных инструментов и хранилищ данных. Возможность управлять разными проектами.
- Использование шаблонов под стандартные задачи. Моет экспортировать доски с различными форматами.
Сервис обладает преимуществами:
- Понятность интерфейса даже для неподготовленных.
- Поддерживается реальное время для работы командой.
- Богатство выбора инструментального набора.
- Безопасность с защитой информации.
К минусам относится дорогой тариф для расширенных функций, а бесплатная версия ограничена в функциях. Также не доработана мобильная версия.
Сервис располагается в облаке, пробный период перед покупкой.
Корпоративные мессенджеры
Лучший представитель в этой категории – Диалог, распространяемый Сбером. Он обеспечивает сотрудникам оперативную связь в диалогах, и групповой чат для совещаний, групповых штурмов. Его основные реализации:
- Удобно интегрирует посторонние приложения.
- Автоматизирует стандартные бизнес-задачи.
- Обменивается видео-, аудиозвонками. Передает файлы.
- Находит файлы, документы и изображения в корпоративном поле, если указать по сотруднику должность, отдел или имя.
Dialog с удобным интерфейсом подобен социальным индивидуальным мессенджерам. Хранит данные в отведенном месте вашего сервера. Удобен для взаимодействия в большом оффлайн-офисе, и для взаимодействия сотрудников на удалении. Собирает разрозненные инструменты, и автоматизирует офисную рутину для бизнеса.
Конференции онлайн
Позволяют эффективно взаимодействовать коллективу сотрудников и партнерам на удалении онлайн. SaluteJazz от Сбера реализует возможности:
- Традиционных коммуникаций вместе с чатами, реакциями и фонами.
- Совместно просматривать контент с одновременной демонстрацией нескольких экранов.
- Улучшать и фокусировать изображения и звук.
- Важная функция распознавать речь, искать доклады выступающих по базе, выполнять транскрибацию.
- Вести и записывать конференции, с параллельной организацией текстового и видео чата.
- Переносить и делиться звонками. Управлять голосовыми командами.
- Может управляться жестами.
Этот сервис конференций имеет полноценную бесплатную версию, к которой достаточно просто подключиться.
Имеет важные достоинства:
- Работа с любыми браузерами, смартфонами, мобильными приложениями, а также с умными устройствами, которые представлены Сбером.
- Состоит в реестре отечественных программ – гарантия безопасности и стабильности.
- Легкая управляемость простым и понятным интерфейсом.
При обилии инструментов, их выбор для реализации мозговых штурмов зависит от сложности задач и условий проведения, числа участников, методов штурма.
Правила и ошибки мозгового штурма
Важно соблюдать выработанные правила, и предупреждать возникновение типовых ошибок.
При проведении концентрированных мозговых операций в бизнесе выработались традиционные правила:
- Важно осознавать, что качество результатов получают предложениями и идеями. Чем их число выше, тем успешнее будет решение.
- Ввод запрета на критику. Деструктивной будет критика идей соседей по штурму, из-за нее блокируется способность к творчеству. Замечания допускаются после завершения мероприятия.
- Приветствуется любая не банальность, смелая идея. Иногда говорить все, о чем думается. Исходная абсурдность при обсуждении может преобразоваться в неожиданно нужную идею.
- Сформулированные идеи будут сгенерированными заготовками. Детальный анализ последует после этого.
- Разминка – присутствующие входят в активное творческое состояние, подготавливаясь концентрированно создавать решения с учетом предварительно подготовленных данных.
- Участие экспертов. Они задают высокий профессиональный уровень дискуссии.
Существует набор типичных ошибок при мозговом штурме:
- Отсутствует направление и конкретная цель. Наброски получатся разрозненными и бессмысленными. Сотрудники считают, что время потрачено впустую, а начальник отвлек их от важных дел (рутины).
- Отсутствует мотивация сотрудников. Руководство не замечает их интересных идей и не поощряет активность.
- Сложность темы, не сопоставимой с уровнем компетенции сотрудников. Еще – неправильно выбранная тема. Лучше пригласить профессиональных маркетологов.
- Недостаток участников для полноценного обсуждения и разности мнений.
- Допущение критики и высмеивания идей, особенно публичного.
- При чрезмерной серьезности такого необязательного мероприятия теряется заинтересованность. Необходима неформальная и творческая атмосфера.
Учет ошибок – не менее важен, чем соблюдение правил.
Плюсы и минусы метода мозгового штурма
Метод актуален и эффективен для постоянного применения в сферах интеллектуального созидания и творчества, а разово – в любой сфере, когда требуется быстрый усиленный поиск эффективного решения для команды, предприятия. К достоинствам способа относится следующее:
- синергия в команде, кратно увеличенная эффективность коллективного разума;
- разнообразие идей, использование разных взглядов на одинаковые задачи;
- творческое мышление совместно с нетипичностью идей;
- ясное и простое устройство метода, позволяющее легко ним овладеть, и эффективно использовать.
Поклонники метода считают полезным применять его периодически в напряженной работе. Мысли вслух в команде сплачивают коллектив, мобилизуют на регулярные эффективные решения
Данный способ, как любое самое хорошее дело, субъективен, обладает и недостатками:
- Безынициативность участников – препятствие для продвижения к успеху в штурме. От таких сотрудников можно ждать формального исполнения, но не творческих идей. При этом их участие негативно скажется на результате.
- Неправильное время. Отрыв сотрудников от рутины тоже отрицательно скажется на результатах. Выбирать период, когда они готовы активно творить.
- Перебивания и споры сведут обсуждение к нулю. Нужна атмосфера взаимоуважения, последовательного диалога.
- Сложность организационных действий. Мало приготовить помещение или платформу. Важна мотивация и раскрепощенность сотрудников для свободы творчества.
Исключить недостатки – значит добиться успеха в мозговом штурме.
Пример успешного мозгового штурма
Яркий пример – решение проблем с продажами в компании «Девайс», продающей гаджеты. Реализация была слабой, стояла задача достичь нового уровня в развитии бизнеса. Руководство делегировало команду из пяти инициативных и компетентных сотрудников для проведения мероприятия:
- Велась запись идей на досках без ограничения числа. Правила были оговорены заранее. Работа велась в атмосфере открытости и уважения.
- Полчаса сотрудники активно генерируют идеи в максимальном количестве.
- 10 минут уходит на анализ сгенерированных идей, их развитие, и отбор самых перспективных.
- Выбранные идеи подвергаются тщательному рассмотрению. Выстраивается их приоритетность, оценивается потенциальная эффективность. Проводится голосование.
- По-настоящему полезные и эффективные предложения были использованы для реализации в работе компании.
Выделенные итоговым решением предложения перевоплотились в реализацию:
- Организована рекламная кампания с акциями, предоставлением скидок и бонусов к покупкам.
- Выполнено улучшение графического дизайна для повышенного внимания.
- Организовано проведение бесплатных мастер-классов, рассказывающих, как использовать товары.
- Проведено обучение персонала в партнерских магазинах, как эффективно продавать гаджеты.
Проведенные мероприятия привели к стабильному росту продаж, переходу к работе компании на новом организационном уровне.
Заключение
В итоге, мозговой штурм не является неожиданным способом внезапно получить невероятно гениальные решения, это способ планомерно подготовиться команде, и в час икс на основе обработанных данных концентрированно выдать продуктивное решение для выделенной проблемы.
При этом за счет полной одновременной отдачи участников, в сочетании с отсутствием критических аспектов, инструмент для мозгового штурма будет обладать оригинальностью, свежестью мыслей, креативностью. В этом заключается важность коллективного творческого начала и потенциала в решении невероятных и сложных задач для любой отрасли, формирования инновационных решений.