Организациям необходимы стратегические инструменты с упором на слабости. Важно также усиливать плюсы – текущие достижения, новые амбициозные перспективы. Одним из инструментов для разработки будущих целей является SOAR-анализ. Он позволяет соединить возможности на рынке с желаемыми итогами и перспективами роста. Рассмотрим основные характеристики этого метода и его отличия от SWOT-анализа.
SOAR-анализ – что это?
SOAR-анализ – стратегический инструмент, который помогает определять сильные стороны организации и ее перспективы.
Как у SWOT-анализа, у SOAR есть функция планирования. При этом он поощряет прогностический подход к росту и достижению целей. Основная задача – помочь специалистам разобраться, что удается делать успешно и какие области требуют доработки.
Сравнение двух методов выявляет ряд различий:
- В SWOT-анализе используют тактический подход к разработке действий, тогда как SOAR-анализ предполагает более дальновидное планирование.
- Основное внимание в SOAR уделяется выявлению возможностей и путей роста, а SWOT сосредоточен на ограничениях и помехах развитию.
- SOAR подходит, когда нужен анализ, основанный на коллективном мышлении, совместных усилиях команды. SWOT – для ситуаций, где необходимо сосредоточиться на конкуренции, сравнении с другими игроками на рынке.
- SOAR-анализ часто рекомендуют для стартапов и начинающих компаний, стремящихся к инновациям и росту, а SWOT-анализ более уместен для зрелых организаций с опытом.
- В SOAR акцент делается на стратегическом вовлечении всех участников, а SWOT сфокусирован на выявлении слабостей компании, что может вызывать негативное восприятие анализа.
Особенности
- Позитивный фокус – бизнесу нужно использовать активы (специалисты, процессы), чтобы раскрыть свой потенциал.
- Фокус на будущее. SOAR-принципы подчеркивают важность согласования амбиций фирмы с её стратегцелями.
- Комплексный подход. Анализ учитывает разные аспекты – от ресурсов, рыночных условий до нормативного регулирования.
- Акцент на практическую реализацию. Сосредоточение на конкретных действиях помогает организациям более эффективно достигать задуманного.
- Установка измеримых целей. Эти метрики служат индикаторами успеха, помогают мониторить движение к достижениям.
Компоненты
- Сильные стороны. Они направлены на выявление лучших аспектов деятельности.
- Возможности. Это могут быть новые рыночные тренды, инновационные технологии.
- Стремления. Они направлены на формирование ясного видения будущего и долгосрочных целей.
- Результаты. Элемент включает установление конкретных, поддающихся измерению целей, которые позволяют отслеживать прогресс.
Как провести
Проанализируйте свое текущее состояние
Первый шаг – организовать мозговой штурм с вашими коллегами. На первом этапе используйте верхнюю часть матрицы SOAR для определения силы, возможностей. В этом разделе соберите данные, которые отражают текущее состояние вашей фирмы – от количественных до качественных показателей.
Далее, нужно сосредоточиться на определении желаемого будущего. Здесь вы будете заполнять нижнюю часть матрицы, которая включает устремления, результаты. Во время брейншторма можно рассмотреть факторы успеха:
- Налаженные отношения с клиентами.
- Тенденции роста на новых рынках.
- Положительные отклики коллег.
- Сроки окупаемости ваших инвестиций.
Чем больше конкретной информации вы и ваша команда сможете вписать в матрицу, тем более информативным получится ваш анализ.
Разработайте стратегический план
Создание плана включает определение четких направлений для организации. Сначала, во время неформального брейншторма, важно собраться с коллегами и открыто обсудить идеи. Это позволит вам объединить различные точки зрения, получить много свежих взглядов на проблемы. На этом этапе важно также отфильтровать, упорядочить идеи, чтобы превратить их в действия.
На втором этапе нужно установить приоритеты, разработать план, который поможет преодолеть разрыв между вашим текущим положением и желаемым будущим.
Вы не сможете решить все проблемы одновременно. Вероятно, в процессе составления матрицы вы выделили много целей. Теперь самое время сосредоточиться на наиболее значимых и реалистичных из них.
Реализуйте свою стратегию
Недостаток коммуникации способен вызвать замешательство, привести к снижению мотивации и отсутствию вовлеченности среди сотрудников, что в свою очередь негативно сказывается на результатах предприятия. Решение заключается в активных коммуникациях. Руководству следует инвестировать в инструменты, которые способствуют осознанию и вовлечению всех участников. Обязательно нужно:
- Определить показатели успеха, назначить ответственных за их достижение.
- Перечислить основные задачи, ожидаемые результаты.
- Инвестировать в обучение, проводить общие собрания.
- Обеспечить прозрачность на всех уровнях организации.
- Использовать программные решения, способствующие взаимодействию между различными подразделениями.
Отслеживайте свою эффективность
Чтобы избежать стратегического отхода от намеченного курса, потребуется регулярно пересматривать достижения. Важно отслеживать прогресс в отношении достигнутых целей. Если вы заметили, что прежние привычки или устаревшие способы мышления начинают снова проявляться, необходимо принять меры по их коррекции.
Адаптируйтесь
Дополнительно, по мере роста вашей организации, могут потребоваться новые оценки, подходы. Необходимо пересмотреть свои взгляды, адаптировать стратегию и, при необходимости, скорректировать анализ, чтобы оставаться на шаг впереди в постоянно изменяющемся рынке.
Плюсы и минусы SOAR
Преимущества:
- Прост в использовании, разработке.
- Устанавливает цели, которые ориентированы на действие и результаты.
- Универсален – подходит для большого числа отраслей.
- Формирует позитивный, реалистичный прогноз развития организации.
- Предлагает гибкий, адаптивный совместный метод для планирования.
Недостатки:
- Не проводит глубокого анализа внутренних слабостей или внешних угроз.
- Нет достаточной детализации.
- Некоторые аспекты могут пересекаться и дублироваться с элементами других стратегических моделей.
- Устремления и результаты могут предоставлять данные, которые основываются исключительно на текущих рыночных условиях.
Заключение
SOAR продолжает быть актуальным в разных областях благодаря фокусу на положительном потенциале и общих стремлениях. Компании, которые регулярно проводят этот анализ, способны поддерживать устойчивый курс на долгосрочный рост и достижения.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Как часто проводить SOAR-анализ и сколько времени он занимает?
Частота зависит от требований компании, изменений в отрасли, задач. Некоторые проводят его один или два раза в год, чтобы он соответствовал их циклам планирования. Другие проводят его более часто, особенно в ответ на значительные изменения в рынке или внутренних процессах.
Проведение не должно превышать одного часа. Однако затраты времени могут меняться. Все зависит от размера компании, сложности бизнес-процессов и уровня готовности всех участников к мозговому штурму.
В чем разница между SOAR и SWOT-анализом?
SWOT-анализ исследует четыре ключевых аспекта: сильные, слабые стороны, а также возможности, угрозы. SOAR сфокусирован на стремлениях и достижениях, отказываясь от анализа слабых сторон, угроз.
Кто должен участвовать в проведении анализа SOAR?
Сотрудники из разных подразделений компании – от руководителей, менеджеров до рабочих. Иногда могут быть привлечены внешние партнеры или клиенты. Это разнообразие мнений позволяет получить более полное представление о ситуации.