Войти Зарегистрироваться

Особенности стратегического онлайн-планирования

Стратегический план цифровой компании отличается от стандартных вариантов главным образом жестким подходом, более долгим временным интервалом. Но всегда присутствует также постоянный базис для переноса на него особенностей бизнес-модели.

Что значит стратегическое планирование

Стратегическое планирование онлайн – определение ключевой цели развития, методов реализации долгосрочных целей с учетом миссии, ценностных ориентиров компании.

Такое планирование особенно подходит для онлайн-бизнеса – на планете, где семимильными шагами развиваются информационные технологии, пользователю должно уделяться максимум внимания.

Ключевые компоненты стратегического плана:

  1. Цель фирмы.
  2. Дорожная карта или тактика развития. Снова отметим, что в онлайн-компании выстраивать дорожную карту на долгосрочную перспективу – совершенно неадекватное решение, поэтому срок реализации стратегии развития нужно также лимитировать 1 годом.
  3. Анализ рынка, планирование ответов на его ивенты в real-time, изучение контрагентов, конкурирующих фирм.
  4. Главные индикаторы роста, способы их интерпретации: отлаженная система KPI, аналитика.
  5. Коммуникативная стратегия: от инструментария коллективной раскрутки бизнеса до этики общения внутри фирмы и тона голоса сотрудников.

Стратегия составляется, чтобы:

  1. Создать бизнес-план развития информационного продукта либо интернет-компании: понять, какой хотите получить проект, каких целей он должен будет достичь, как получать на нем доход, что может препятствовать осуществлению планирования.
  2. Просчитать экономическую эффективность онлайн-компании, установить выгодность старта плана.
  3. Определить, на что нацеливать усилия руководству, коллективу компании.
  4. Установить направление развития интернет-компании на год, а в следующие несколько месяцев – допустим, запустить интернет-школу, подготовить 2 основных коммерческих онлайн-курса.
  5. Оценить, изучить рынок, применять его возможности.
  6. Сформировать подушку безопасности из отложенных финансовых средств, чтобы онлайн-бизнес не провалился уже через несколько недель после пуска проекта.
  7. Установить возможные риски, разработать план взаимодействия с ними.

5 стадий долгосрочного планирования

Рассмотрим каждый этап стратегического планирования подробно.

Определение миссии и видение цифровой фирмы

Работа с данными фирмы

Миссия цифровой компании задает общее направление, дает комплексные ответы на вопросы:

  • для чего создавать эту фирму;
  • какой именно бизнес создаем;
  • какие потребности должны удовлетворить;
  • каково предназначение нашей компании.

При этом для воплощения в жизнь миссии необходимо совершить конкретные манипуляции, которые зависят от видения цифровой компании, – динамическая идея, отвечающая на вопрос: «Как именно будем реализовывать миссию?». Тут уже начинают обдумывать определенные этапы реализации стратегического планирования.

Чтобы видение, миссия могли применяться на практике, их необходимо связать с ценностными установками цифровой компании. Ценности – это принципы организации, которым она неукоснительно следует для реализации разработанной миссии. Еще по ценностным ориентирам цифровую фирму оценивает аудитория, поэтому следование им имеет чрезвычайно большое значение для успешного развития проекта.

Если взять в качестве примера интернет-школу, видение можно представить следующим образом: создать оригинальные корпоративные сайты, брать готовую инновационную, интуитивно понятную онлайн-платформу для обучения, разработать курс с методистом, работающем на аутсорсе.

Выбрать цели создаваемой онлайн-компании

Цель цифровой компании – то, что бизнес желает достигнуть. Например, получить доход в размере 500 млн рублей за 1-й год, запустить самую эффективную даркстор-службу доставки, стать лучшей интернет-школой по изучению французского языка.

В онлайн-организации целесообразно определить главную цель сроком до года. Еще прекрасно работает цель по OKR – суперамбициозная, фантастическая, которая сможет замотивировать весь коллектив на свершения. Например, завладеть 1/4 рынка продаж воздушных шаров в Российской Федерации за год!

Можно использовать способ определения целей по СМАРТ-системе, в соответствии с которой поставленные компанией цели должны быть лимитированными по времени, измеримыми, конкретизированными, достижимыми.

Другой метод выбрать цели цифровой компании – классифицировать их на 5 видов: технологические, денежные, производственные, социальные, маркетинговые. Если комбинировать все цели в единую схему, можно будет создать сверхпрочный базис онлайн-фирмы. Веб-бизнес и тут имеет особенность – в приоритете акцент на маркетинговые цели, а не на производственную компоненту.

Выполнить анализ конкурентов и рынка

Анализирование конкурирующих фирм, рынка стартует с изучения реалий («business as is?»). На этом этапе стратегического планирования необходимо будет собирать сведения о состоянии текущих дел. Понадобится выполнить тщательный анализ атмосферы в коллективе и эффективности его кооперации, рынка, компаний-конкурентов, клиентской базы.

И здесь онлайн-фирме поможет колоссальный спектр веб-инструментов:

  • транзакции по инвестициям – vc-барометр, РВК, Расбейз, INC, Кранчбейз;
  • важные новостные ленты, стоимость ресурсов, котировки акций – МОЕКС, Блюмберг;
  • упоминания брендов – Mention, Open Social Buzz;
  • мировые экономические, социальные данные – Ourworldindata;
  • отчетные формы, обзоры крупнейших финансово-кредитных учреждений – Всемирный Банк, ФРС США, ЦБ РФ, МВФ;
  • отчетные документы консалтинговых агентств – Бейн, Deloitte, EY, МакКинси, BCG, KPMG, PWC;
  • трафик, веб-запросы – Ahrefs, СЕМ Раш, СимиляВеб;
  • вакансии, заработные платы – ЛинктИн, Your Career, HH.ru, Суперджаб, glassdoor;
  • штат, доход, выручка, иные организационные, денежные сведения о предприятиях из России – SBIS, СПАРК-Интерфакс;
  • информация о покупателях, анализ рынков – Статиста;
  • сведения госведомств, министерств, информация о прибыли, торговых объемах, социуме – государственные и региональные организации статистики, Data.Mos, Росстат;
  • объем, число веб-запросов – Гугл Трендс, Водстат (Yandex);
  • отчетные формы исследований, социальных опросов, аналитики – КастомэБарометр, Нильсен, TNS, «Левада-центр», Айпсос, Джейсон, ВЦИОМ, Евромонитор, ДатаИнсайт, РБК, Gfk, «Ромир»;
  • научные исследования – МГУ, Стэнфорд, MIT, ВШЭ, РЭА имени Плеханова.

Важно помнить, что даже если онлайн-фирма лишь только начинает вести свою деятельность, необходимо проанализировать рынок, конкурирующие компании, аудиторию. Перечисленные выше веб-ресурсы окажут большую помощь, сэкономив нервы, время команды. Важно дать оценку этим сервисам, выбрать те из них, которые смогут принести пользу в конкретной ситуации.

Также окажет помощь в ведении бизнеса обмен практикой с участниками рынка и нетворкинг. Рекомендуется пообщаться с собственниками онлайн-компаний как соответствующей открываемому бизнесу сферы, так и других областей; с более опытными сотрудниками.

Этот этап поможет сформировать перечень ключевых индикаторов, построить систему KPI, отыскать точки роста, потенциальных рисков.

Создать дорожную карту

Дорожная карта

Дорожная карта (роадмап) – наглядная визуализация долгосрочных планов, отражающая важнейшие стадии, основные цели, а также кто именно, что конкретно, каким образом, в какой период времени должен предпринять для достижения обозначенных целей. По сути roadmap – это последовательная визуализация долгих стадий развития цифровой компании. Формируется карта, как правило, перед началом работы над планом, а применяется, корректируется в ходе реализации проекта.

Для цифровой компании стадии могут быть следующими:

  1. Спроектировать дизайн приложения.
  2. Сформировать тестируемый прообраз.
  3. Создать тестовый вариант в расширении MVP.
  4. Представить дебютную версию онлайн-продукта.

В большинстве случаев дорожную карту создают на Диаграмме Ганта, где наглядно представляется поочередность, взаимосвязь стадий; хотя нередко применяется и веб-доска Канбан. Пример: каскадный тип карт с пошаговым разъяснением маршрута достижения целей за 5-летний период.

Разработать тактический план

Он позволяет реализовать на практике дорожную карту. Например, для интернет-школы разрабатывают документ на год. В нем отражают такие длительные стадии, как создание фирменной LMS, стратегических фич (редизайн оболочки, внедрение кабинета пользователя), формирование системы интеграций.

Процесс внедрения подобных бизнес-планов может занимать от 2 до 6 месяцев.

В онлайн-компании, как правило, внедряют так называемый бэклог продукта – план работы на конкретный интервал времени: 1, 3, 6 месяцев или год. Из бэклога продукта выделяют бэклог спринты продолжительностью от полумесяца до 1 месяца.

При составлении бэклога коллектив определяет, что конкретно будет делать в краткосрочной перспективе для реализации разработанных планов из роадмап.

Как реализовывать и мониторить стратегию

Для этого необходимо:

  1. Обновлять тактику не реже раза в год. Но нужно понимать, что из-за сверхбыстрого развития информационных технологий бизнес-проект может потерять актуальность уже через полгода, а то и даже через несколько месяцев. Скорее всего, понадобится корректировка roadmap, изменение стратегических целей в ней. Если же задумка с миссией не отыщет должной реакции на рынке, потребуется либо трансформировать бизнес-модель (делать пивот) или закрыть компанию.
  2. Отслеживать прогресс с помощью текущей аналитики, системы KPI. Аналитика может быть как внутренней: реализация плана, работа персонала цифровой компании; так и внешней: оценка клиентской базы, контрагентов, конкурирующих организаций. Если все проходит по запланированному сценарию и динамика положительная, то эту тенденцию целесообразно проговаривать с работниками. Если же процессы тормозятся, необходимо установить, какая именно стадия не дает бизнесу развиваться, и принять соответствующие меры решения проблемы.
  3. Собирать и анализировать итоги. Чем чаще оцениваются результаты деятельности цифрового бизнеса, тем лучше для компании – не накапливаются проблемы и ошибки, коллектив не испытывает постоянный стресс из-за огромного числа решаемых задач.

Утилиты и онлайн-сервисы для стратегического планирования

Рассмотрим, с помощью какого тех-стак можно выстроить стратегию, управлять ею.

Для анализирования и проработки целей

  1. МайндМайстер – веб-сервис для формирования ментальных карт для решения проблем, структурирования данных, генерирования бизнес-идей.
  2. Люсидчарт – онлайн-сервис для создания блочных схем, графиков, помогающий визуализировать связи, стратегические процедуры.
  3. Эсборд – инновационная интернет-доска, где сможете формировать бизнес-схемы, умные карты, графики, иные интерактивные средства для долгосрочного планирования. Это идеальный веб-сервис для коллективных мозговых штурмов.

Примеры ментальных карт

Ментальная карта

Для разработки долгосрочного бизнес-плана и последующего тактического управления:

  1. Райк – востребованный веб-инструмент для мониторинга бизнес-плана, великолепно подходящий для крупных предприятий и коллективов, поскольку в Wrike имеются опции аналитики, контроля временных ресурсов, управления портфелем планов.
  2. Monday.com – интернет-площадка для комплексного контроля за деятельностью онлайн-компании, позволяющая коллективам выполнять, мониторить, планировать решение задач. В многофункциональный сервис Мандэй.ком внедрены автоматизация бизнес-процессов, диаграммы Ганта, виртуальные доски Канбан.
  3. КликАп – онлайн-инструмент для контроля бизнес-проектами. Здесь имеются веб-доски Канбан, диаграмма Ганта, виртуальная доска для визуализации, кроме того, предусмотрена возможность автоматизации части работы, составления перечня задач.
  4. ВИИИК – прекрасный онлайн-сервис для создания roadmap на веб-досках Канбан либо диаграмме Ганта. Прямо в WEEEK эти глобальные проекты сможете переводить в тактические, а затем формировать из полученных бизнес-моделей бизнес-проекты сроком на 7 и на 30 дней, интегрировать работу всего коллектива в едином инструменте и контролировать динамику статусов.
  5. Кейтен – национальный онлайн-сервис, в котором сможете выстроить управление интернет-компаниями. Для чего в Keiten внедрены комфортные в настройке Канбан-доски и таймлайн.

Примеры веб-инструментов для формирования стратегического плана и дальнейшего тактического управления

Для отслеживания и мониторинга:

  1. Tableau – мощный онлайн-инструмент для визуализации информации, позволяющий сформировать интерактивные панели контроля и отчеты.
  2. Datalense – другой мощный онлайн-инструмент для глубокой аналитики и создания дашбордов.
  3. Google Analytics – онлайн-инструмент для аналитики, позволяющий мониторить трафик на веб-ресурсе и оценивать результативность маркетинговых кампаний.
  4. Power BI – веб-инструмент для бизнес-аналитики, обеспечивающий подключение к разным источникам информации, создание панели контроля, отчетных форм.
  5. Яндекс Метрика – веб-инструмент для аналитики, помогающий мониторить национальный трафик.

Стратегический план – бизнес-модель, позволяющая трансформировать концепцию в реально функционирующий проект.

Стратегия формирует область для маневрирования, финансовую подушку, помогает бизнесу быть целостным и выделиться среди конкурирующих компаний.

В соответствии со стратегией для развития долгосрочного проекта необходимо постоянно проводить анализ как прогнозных данных, так и текущей ситуации.

Ключевой момент в процессе внедрения стратегии – коммуникация с персоналом, аудиторией. Ведь они – индикатор успеха или провала бизнес-проекта.

Без инноваций онлайн-компания обречена устареть за год

В эпоху интернета создать бизнес стало намного легче, но одновременно с этим и конкуренция сильно возросла, поэтому проблемы могут возникнуть уже на начальных этапах: удручающая статистика, большое количество отрицательных комментариев. Тогда спасет стратегическое планирование онлайн. 

Эсборд - сервис для совместной работы ваших команд, за который можно платить в рублях.

Присоединяйтесь к нам и не бойтесь потерять доступ к рабочему пространству из-за санкций.

Попробовать Эсборд