Сторителлинг. Что это такое и с чем его едят?

Сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов.

ТЕОРИЯ

Простыми словами — это рассказ истории с определенным сюжетом и задачами.

Цель сторителлинга: управление вниманием и чувствами слушателей, расставление правильных акцентов.

Хорошая история быстро запоминается и ее начинают пересказывать в различных кругах. Именно поэтому крупные компании уже давно используют сторителлинг для продвижения своих товаров и услуг.

Классический (его еще называют пассивным)

  • Только один рассказчик

  • Участники слушают или смотрят аудио или видеоматериалы

  • Контент создается ДЛЯ учеников

Активный

  • Много участников (рассказчиков)

  • Все они вовлечены в процесс создания и трансформации истории

  • Таким образом контент создают сами ученики

В обоих случаях при обучении онлайн преподаватель или ученик используют элементы цифрового сторителлинга:
  • презентации со встроенными анимацией и интерактивными заданиями
  • рисованное видео, когда рука художника рисует стилизованные картинки по теме и голос за кадром объясняет теорию
  • анимированные ролики
  • комиксы
  • смонтированный видеоролик с подборкой тематических изображений и видео
  • веб-страницы с мультимедийным контентом
  • геймификацию
  • чат-боты

Виды сторителлинга:

  • Сказки
  • Притчи
  • Художественная литература
  • Новости
  • История науки
  • Фильмы
  • Ролики TED
  • Экскурсии
  • Юмористические произведения
  • Личный опыт

Откуда черпать информацию для создания контента?

1.Вступление. Оно должно быть коротким и связанным с темой рассказа

2.Развитие сюжета. Раскрывается сюжетная линия и мы узнаем персонажей

3. Кульминация. Ситуация накаляется и внезапно появляется решение

4. Развязка. Краткое заключение, мораль.

Важно! Не растягивайте историю на весь урок. Студент не должен быть перегружен информацией. Продолжительность истории – 10, максимум 15 минут.

Помните, главное попасть в «свою» аудиторию, у учеников должна возникнуть эмоциональная связь с персонажем.

Структура рассказа

Теперь давайте посмотрим, КАК именно используют сторителлинг в жизни и ГДЕ мы можем его встретить:

  • В мультиках мы часто видим рассказ от первого лица. Например, прием «фиксиков». Рассказ от маленького наблюдателя объекта или процесса.

  • Ролики на YOUTUBE. Экскурсия по закоулкам нашей Вселенной/организма

  • Книги. У Дж. Даррела описания животного мира встроены в сюжет.

  • Интерактивные комиксы, сериалы и манга. Как пример, интерактивная серия черного зеркала, где от выбора зрителя зависят поворот сюжета и концовка.

  • Рассказ о личном опыте (своем опыте или близких людей). Этим, кстати, активно пользуются сммщики для привлечения внимания к продукту. Они всегда начинают издалека и в итоге вовлекают большой процент аудитории.

  • Онлайн приложения. Однажды, мне пришло сообщение от Ганнибала Лектора. Спросонья я не сразу поняла, что происходит и именно на этот эффект и рассчитывали создали одного app для изучения иностранного языка. Мне было интересно, и я вступила «в переписку».

ПРАКТИКА

  1. Классический или сказка.

У нас есть главный герой с четко поставленной целью, который преодолевает препятствия и приходит к своей награде/цели. Хэппи-энд.

  • Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

  • Мультик Маша и медведь.

Особенности: использование положительных/отрицательных героев; иерархия целей (в истории можно показать как главный герой добивается не только основной цели, но и сопутствующих); выявление скрытых целей героя; выявление и классификация препятствий (какие, когда и всегда ли нужно с ними бороться); средства для борьбы с препятствием; результат и его анализ (цель достигнута, не достигнута, достигнута случайно, не полностью, изменение цели и пр); связь результата и личности главного героя.

2. Преодоление монстра.

Главный герой, который лицом к лицу встречается с чудовищем. Чудовище очень опасно, идет долгая борьба. В конце то же достижение цели.
Пример: история борьбы с коронавирусом.

Слушатели могут:
  • o ассоциировать себя с героем (схожий возраст, система взглядов, похожие проблемы, социальный статус, интересы, визуальная схожесть и пр.);

  • o воспринимать героя «как себя в ближайшем будущем»;

  • o видеть в персонаже «идеального себя».

3. Из грязи в князи/синдром золушки или история успеха.

Главный герой оказывается в какой-то ситуации. У него появляются проблемы. Герой пытается бороться с ними и показывает свои положительные качества. На помощь приходят друзья, близкие, знакомые. Результат – достижение цели/смена статуса.

Примеры. Золушка, трое из простоквашино, история успеха Джека Ма.
Особенности: активное использование визуальных средств (презентация, майнд-мэп, инфографика, видеовставки и пр.) для усиления эффекта от истории; четкие уровни «До» и «После»; наличие антигероев (добрая Золушка — злые сестры).

4. Квест или детектив.

Главный герой, у которого есть точки квеста/задачи в локации. Решение задач в локациях. Мини-победа. Окончательный приз.

Особенности: часто герою помогают соратники, без которых ему не обойтись.

Этот вариант сюжета подходит для активного сторителлинга. Ученики либо «попадают» в смоделированную преподавателем ситуацию и выполняют определенные задачи, либо могут самостоятельно придумать квест для прохождения.

Помимо общей структуры истории можно выбрать определенный сюжет. Всего их четыре.

Также, можно использовать «эффект бабочки».

Этот сюжет подойдет для отработки ошибок.

Сюжет, который активно используется современным кинематографом, показывает «что было бы, если бы …». Герой, чтобы добиться цели должен усвоить жизненные уроки и осознать правильную стратегию действий.

И последнее. Несколько вариантов использования сторителлинга на уроке иностранного языка онлайн или оффлайн:

1. Преподаватель готовит несколько картинок / слов (слова можно оформить в виде mindmap) или предложений по теме урока. Студенты вытаскивают несколько картинок / слов / предложений и составляют историю с ними. Студенты могут составлять истории устно или письменно.

2. Ученики читают текст и после прочтения текста пересказывают историю с опорой на картинки, ключевые слова.

3. Преподаватель читает историю, сказку, рассказ перед всем классом. При этом меняет голоса для разных персонажей в истории, использует жесты, эмоции, вовлекает студентов в процесс, задает вопросы, вместе со студентами предсказывает, что будет дальше

4. Преподаватель дает обучающимся небольшую картинку, можно создать интригу и дать часть картинки. Попросите студентов составить рассказ, ответив на вопросы.

Советы:

  • Для учеников начального уровня лучше написать новые слова и выражения, а рядом – их перевод. Если в классе нет доски, можете написать на бумаге, можете проецировать на экран слайды в презентации, можете показать слово, написанное в тестовом файле на планшете и т. д.

  • Записывая новое выражение, не забудьте рукой показать интонационный рисунок (голос поднимается или опускается и т. п.).

  • Если есть какой-то мнемотехнический прием, который поможет запомнить выражение или слово – обязательно расскажите о нем. И только потом переходите к этапу 2 – непосредственно к истории.

  • Всегда используйте невербальную коммуникацию.

Спасибо всем дочитавшим!
Еще больше бесплатной информации в моем блоге в телеграм: @innxing432