Современный лидер ежедневно сталкивается с чередой трудностей: ожесточённой конкуренцией, сложностями в управлении разноплановыми личностями, составляющими его команду и вызывающими непрекращающийся стресс. При этом его главная обязанность заключается в выстраивании коммуникаций с персоналом, партнёрами, клиентами, в мотивации подчинённых и управлении ими.
В динамично меняющемся мире бизнеса успех руководителя и всей организации во многом определяется уровнем развития эмоционального интеллекта (Emotional Quotient (EQ)). Исследование, проведённое журналом Forbes, показало, что более чем в половине случаев успех лидеров связан именно с уровнем этого показателя.
Из этой статьи читатель узнает, как измерить EQ, как его развить и применять на практике.
Эмоциональный интеллект (ЭИ): понятие, история появления термина, основные компоненты
Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность распознавать, понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Он играет решающую роль в межличностных отношениях, обеспечивая успешное взаимодействие и сотрудничество. EQ часто противопоставляется традиционному интеллекту (IQ), который измеряет аналитические способности и когнитивные навыки.
Термин «эмоциональный интеллект» в 1995 г. предложили психологи Д. Гоулман и П. Сэловей. Концепция, связанная с пониманием эмоций и их влиянием на человеческие действия, появилась раньше. В 1990 г. психологи Сэловей и Мэйером ввели концепцию ЭИ, определив его как способность распознавать, использовать, понимать, а также управлять эмоциями.
Спустя 5 лет Д. Гоулман расширил концепцию, сделав акцент на значении EQ для личной и профессиональной жизни. Гоулман и Сэловей выступили популяризаторами термина, а также его значения в области психологии и управления. С тех пор его стали использовать в разных сферах, включая бизнес, образование, психологию.
Что понимается под эмоциональным интеллектом в управлении: 5 основных элементы EQ
Самосознание
Развитие ЭИ начинается с понимания своих собственных эмоций и побуждений. Лидеры, умеющие отслеживать своё эмоциональное состояние, глубже понимают, что лежит в основе возникающих проблем, и могут эффективно их предотвращать. Способность распознать, например, первые признаки раздражения, позволяет разобраться в корне проблемы, не допуская, чтобы эмоции повлияли на принятие важных решений. Такой уровень самоанализа служит защитой от импульсивных действий, поспешных суждений.
Умение управлять собой (саморегуляция)
В эпоху появления новых инструментов, таких как ИИ, умение управлять своими чувствами приобретает особую важность для лидеров. Способность сохранять хладнокровие, логическое мышление в сложных, нестабильных ситуациях позволяет эффективно руководить командой, уверенно преодолевать вызовы, связанные с постоянными изменениями.
Эмпатия
Способность распознать и понять чувства подчинённых — ключевой фактор в создании благоприятной рабочей атмосферы. Когда сотрудники ощущают поддержку, понимание со стороны руководителя, они воспринимают себя как важных участников команды, что, в свою очередь, повышает их лояльность, желание работать на общие цели.
Мотивация
Это ещё один важный фактор для достижения организационных целей. Успешный руководитель понимает индивидуальные стремления и интересы каждого сотрудника, что позволяет ему предлагать им соответствующие стимулы для достижения лучших результатов в выполнении своих обязанностей.
Как отмечает Д. Гоулман, успешные лидеры обладают уникальной способностью мотивировать свою команду, создавая атмосферу постоянного развития и прогресса.
Коммуникативность
Способность тимлида выстраивать коммуникации – ясно излагать идеи, точно формулировать цели, понятно объяснять ожидания – снижает риски ошибок, повышает общий уровень результативности. Постоянная конструктивная обратная связь служит инструментом для оперативного выявления и устранения недостатков, что ведёт к росту производительности. Эффективные тимлиды проявляют активный интерес к мнениям своих подчиненных, ценят их разнообразие и принимают решения, тщательно обдумывая все полученные сведения. Такая открытость в общении формирует благоприятную рабочую атмосферу, вдохновляет сотрудников на инициативу.
Почему EQ важен для руководителя
Потому что лидер с высоким ЭИ:
- умеет чётко выражать свои мысли и активно слушать других, что способствует открытым, конструктивным обсуждениям в команде;
- может подстраивать свою манеру общения в зависимости от эмоционального состояния собеседника, что помогает предотвратить недопонимания;
- сохраняет спокойствие и сосредоточенность в сложных обстоятельствах, что важно для принятия взвешенных решений;
- знает, как минимизировать влияние негативных эмоций на команду;
- создаёт позитивную атмосферу, в которой сотрудники чувствуют себя комфортно, что повышает моральный дух, продуктивность;
- способен строить более крепкие отношения внутри команды, а также с внешними партнёрами, клиентами, заинтересованными сторонами;
- умеет эффективно мотивировать и вдохновлять свою команду, создавая ясное видение цели, а также предоставляя положительный пример;
- способен быстрее справляться с изменениями и адаптироваться к новым условиям, а также поддерживать команду в процессе изменений;
- может анализировать эмоциональные реакции своей команды на изменения и корректировать курс действий, чтобы минимизировать сопротивление.
Развитие ЭИ – необходимое условие для:
- развития организации;
- сохранения конкурентоспособности;
- повышения производительности труда команды;
- удержания сотрудников.
EQ против IQ: что важнее в управлении
IQ — это коэффициент интеллекта. Показатель, отображающий аналитические и когнитивные способности человека:
- логическое мышление;
- способность анализировать данные;
- умение решать задачи.
IQ оценивают при помощи стандартных тестов.
Высокий IQ помогает менеджерам:
- анализировать данные;
- формулировать стратегии;
- принимать обоснованные решения на основе фактов.
Управленцы с высоким IQ часто быстрее обучаются новым концепциям и технологиям. Этот показатель особенно важен в технических и научных областях, где требуется высокий уровень критического мышления и проблемного анализа.
EQ — это показатель способности личности «читать» эмоции других и управлять ими. Элементы EQ:
- самосознание;
- самоуправление;
- эмпатия;
- управление отношениями.
Менеджеры с высоким EQ:
- лучше взаимодействуют с подчинёнными, слышат их мнения, воспринимают идеи;
- формируют продуктивную рабочую атмосферу;
- быстрее решают конфликты;
- легко вдохновляют команду, повышая моральный дух и вовлечённость сотрудников в рабочий процесс;
- лучше адаптируются к изменениям, не допуская стрессов.
В идеале, для успешного управления требуется как высокий IQ, так и высокий EQ. Они дополняют друг друга, а их сочетание усиливает общую эффективность менеджера. Приоритетность IQ или EQ может зависеть от контекста. В высокоаналитических или технических областях IQ играет более значимую роль. В то же время в сферах, где важны межличностные отношения (например, в HR, продажах, управлении командами), важнее EQ.
Некоторые исследования показывают, что EQ имеет более сильное влияние на долгосрочную карьеру и управленческий успех. Эмоционально интеллектуальные лидеры могут строить более устойчивые и эффективные команды. Примерами того, что такое эмоциональный интеллект в управлении проектами, могут быть известные личности: М. Цукерберг, С. Джобс, И. Маск, А. Эйнштейн. Эти люди не соответствуют общепринятым критериям «хорошо образованных», но за счёт высокого уровня EQ достигли выдающихся успехов.
Как измерить свой EQ
Измерить EQ можно с помощью:
- Тестов, например:
- Теста от Гоулмана (EQ-i), измеряющего разные аспекты ЭИ, включая самосознание, самоуправление, социальные навыки и эмпатию.
- Модели MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test), помогающей оценить способности индивида в области восприятия, использования, понимания, управления эмоциями.
- OPQ32 (Occupational Personality Questionnaire), с помощью которого можно оценить характеристики личности, связанные с эмоциональным интеллектом.
- Интервью. Структурированные вопросы помогают выявить реакции человека в различных эмоциональных ситуациях, что даёт представление о его ЭИ.
- Самооценки посредством заполнения и анализа анкеты. В них респондентам предлагается оценить свои эмоции, навыки взаимодействия с другими, реакции в различных ситуациях. Пример: «Оцените, насколько точно вы настраиваетесь на эмоции других людей».
Как развивать и применять эмоциональный интеллект руководителя: пошаговый план
Развитие EQ — это процесс, требующий времени и усилий.
Шаг 1. Осознание своих эмоций
Чтобы понимать эмоции других, сначала необходимо научиться распознавать собственные эмоции. Распознавать означает умение их называть. Для этого необходимо начать задавать себе помогающие вопросы, например:
- какие эмоциональные ощущения я испытываю от ситуации (разговора, фильма, новости);
- насколько они сильны;
- какое влияние они оказывают на мои действия.
Для отработки навыка осознания рекомендуется завести дневник эмоций и ежедневно записывать в него свои ощущения от разных ситуаций. Вечером провести анализ записей и попытаться понять, почему реакция была именно такой.
Шаг 2. Управление своими эмоциями
Это означает не полное избавление от переживаний, а то, что в основе действий должен лежать осознанный выбор человека. Чтобы научиться управлять чувствами, важно всегда оставаться спокойным. В этом помогут техники управления стрессом:
- медитация;
- занятия йогой или другие физические упражнения;
- глубокое дыхание;
- проговаривание чувств.
Также полезно разработать собственную стратегию принятия решений, в основе которой будут лежать не эмоции, а логика.
Шаг 3. Развитие эмпатии
На этом этапе надо научиться понимать чувства других. Для этого начните изучать внешние признаки поведения:
- мимику;
- выражение лица;
- движения, жесты;
- интонации.
Эти признаки весьма красноречиво отражают внутреннее состояние собеседника. Если человек улыбается, а его тело откинуто назад к спинке стула (дивана), значит он расслаблен. Напряжение выдают скованное выражение лица и тела, тихий голос, неуверенная речь.
Помимо наблюдений, учитесь слушать и слышать собеседника, понимать эмоциональный подтекст каждого сообщения. Чаще ставьте себя на место собеседника, старайтесь представить, что бы испытывали вы, как бы вы хотели, чтобы к вам относились в такой ситуации.
Для развития эмпатии можно воспользоваться методом просмотра фильмов без звука. Смотрите на экран и старайтесь понять, что испытывают персонажи.
Шаг 4. Развитие коммуникативности и навыка управления эмоциями других
Здесь универсальных советов нет. Инструментов много, а их выбор зависит от ваших целей, контекста, личных особенностей собеседника. Однако есть несколько общих рекомендаций:
- Человек, находящийся под воздействием сильных эмоций, продуктивно работать не может. Такого собеседника сначала надо вернуть в эмоциональное равновесие.
- Продуктивность выше у позитивных людей. Задача тимлида — создать комфортную внутреннюю среду, чтобы коллеги могли открыто общаться, обсуждая рабочие моменты.
- Чтобы «заразить» команду энергией, важно самому обладать достаточным её запасом, а также знать эмоциональные триггеры подчинённых, чтобы использовать их для достижения результата.
- Совершенствуйте свои навыки общения, учитесь чётче выражать мысли и чувства, учитывая эмоции других людей.
- Изучайте техники конструктивного разрешения конфликтов. Понимание эмоций сторон может помочь найти компромиссные решения.
- Постоянно обучайтесь. Читайте книги (например, «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулмана, «Эмоции и способность к обучению» Р. Бар-Она), статьи, проходите курсы по повышению ЭИ, участвуйте в вебинарах.
- Попросите людей в вашем окружении давать вам честную обратную связь о вашем поведении и взаимодействии с ними. Это поможет понять, как ваши эмоции и действия воспринимаются другими.
Ошибки руководителя, не владеющего психологией эмоционального интеллекта
Руководитель с низким уровнем ЭИ не понимает ни собственных чувств, ни эмоций окружающих. Он:
- не принимает во внимание эмоциональное состояние своих подчинённых;
- не воспринимает личные проблемы сотрудников всерьёз;
- эмоционально реагирует на критику или стрессовые обстоятельства, создавая в коллективе токсичную атмосферу;
- не может чётко сформулировать свои ожидания, что приводит к недопониманию;
- не умеет решать конфликты, поэтому избегает вмешательства, чем доводит ситуацию до критической;
- не склонен к открытому обсуждению производственных вопросов, что приводит к непрозрачности принятия решений, снижению доверия и мотивации;
- применяет одинаковые подходы для всех, игнорируя индивидуальные особенности, что также снижает мотивацию и вовлечённость персонала.
Ошибки, допускаемые руководителями с низким уровнем ЭИ, влекут негативные последствия для команды и всей организации:
- мотивация снижается, персонал формально подходит к выполнению обязанностей;
- вовлечённость падает;
- производительность снижается;
- растёт текучесть кадров;
- компания теряет прибыль.
Эмоциональное лидерство: стили и подходы
Современный руководитель располагает пятью основными стилями лидерства, каждый из которых предъявляет особые требования к эмоциональной грамотности управленца:
Директивный
В критических ситуациях, когда требуется мгновенное реагирование и чёткое исполнение задач, директивный подход — это спасательный круг, обеспечивающий быструю синхронизацию действий. Но постоянное его применение часто приводит к негативным последствиям, лишая сотрудников инициативы, энтузиазма.
Авторитетный
Лидер, пользующийся авторитетом команды, — это капитан корабля, который задаёт направление, но позволяет экипажу самостоятельно определить наилучший путь. Такой руководитель способен зарядить команду общей идеей, создавая ощущение значимости выполняемой работы. Но такой подход нуждается в глубоком доверии к лидеру — без искренней уверенности в его способностях метод перестаёт работать.
Демократический
Этот подход наиболее эффективен в стабильной обстановке. Он подобен мозговому штурму, где каждый участник вносит свой вклад в обсуждение, а решения формируются в ходе динамичного обсуждения. Однако такой метод может быть не самым быстрым и не подходит для ситуаций, требующих оперативного решения.
Поддерживающий
В условиях перемен или повышенной напряженности эта модель служит для команды защитным барьером, пространством для психологической стабильности. Руководитель, придерживающийся такой стратегии, выступает в роли наставника и психолога, формируя среду, где профессиональный рост возможен даже при совершении ошибок. Этот подход, несомненно, благотворно сказывается в долгосрочной перспективе, но может показаться недостаточно жёстким в условиях острой конкуренции.
Коучинговый
Похож на работу мастера, который не только собирает плоды своего труда, но и культивирует каждую деталь, вкладывая в неё душу и заботу. Такой подход требует времени и усилий, но в итоге раскрывает потенциал каждого, закладывая прочную основу для долгосрочного успеха.
Заключение
Эмоциональный интеллект руководителя — это не просто личное качество, а стратегический актив, влияющий на успех всей команды и организации в целом. Развитие ЭИ — мероприятие не одноразовое, это процесс непрерывного самосовершенствования. Однако отдача от этой работы впечатляющая.
Тимлиды с развитым ЭИ:
- создают здоровый рабочий микроклимат;
- формируют доверительные отношения с подчинёнными;
- успешно справляются с кризисами и переходами;
- стимулируют команду к достижению выдающихся результатов;
- принимают более рациональные решения.
В эпоху digital-трансформации, когда технические навыки быстро устаревают, EQ становится конкурентным преимуществом, отличающим выдающихся руководителей.