Эмоциональный интеллект руководителя (Emotional Quotient (EQ)) – важное качество для успешного управления. Он помогает понимать, как эмоции влияют на работу команды. Руководители с высоким показателем лучше решают конфликты и мотивируют сотрудников. Они создают атмосферу доверия, открытости в коллективе. Это приводит к повышению производительности в компании. Рассмотрим, что это за качество, и как можно с ним работать.
Определение
Эмоциональный интеллект – это умение осознавать, понимать и контролировать свои и чужие эмоции. Концепцию ввели тридцать пять лет назад американский соцпсихолог П.Саловей и Дж.Майер. Они пришли к выводу, что хотя человек не в силах изменить свои эмоции, он может выбирать, как реагировать на них. Это осознанное управление своими реакциями и составляет суть Emotional Quotient. Последний включает навыки в виде осознания собственных и чужих эмоциональных состояний, а также управления ими.
Люди могут развивать эти навыки в разной степени. Например, руководство может успешно контролировать свои, но не разбираться в чувствах членов команды. Поэтому стоит развивать процесс в целом – для себя и других. Улучшать умение можно в любом возрасте, используя спецупражнения для тренировки.
Возможности высокого EQ
Менеджеры с таким уровнем:
- создают атмосферу комфорта при взаимодействии с командой;
- эффективно вдохновляют своих работников;
- умеют добиваться успеха в переговорах;
- могут предугадывать реакции людей на разные ситуации;
- решают вопросы более взвешенно.
Высокий уровень способствует карьерному успеху. К примеру, если покупатель во время обсуждения подписанного соглашения часто о чем-то много спрашивает, это может говорить о его волнении, желании избежать риска. Продавец должен верно понять эти реакции, четко проговорить условия сделки, привести аргументы. Это поможет клиенту успокоиться.
К чему приводит низкий EQ
Эмоции не возникают без причины и содержат важные сведения. Если не научиться их понимать, контролировать, можно упустить последние. К примеру, менеджер может неверно понять мотивацию своих работников, отреагировать неуместно, что приведет к плохим результатам для фирмы.
Также он может постоянно критиковать своих работников. Это снизит его авторитет в глазах команды, а также их мотивацию. В итоге он не сможет влиять на работников.
Если менеджер с низким EQ использует авторитарный стиль, он может навязывать свое мнение, держать под строгим контролем работников или сосредотачиваться только на их недостатках. Подобные подходы снижают мотивацию работников. В результате сотрудники делают свою работу формально, не проявляя вовлеченности, интереса. Это может привести к высокой текучке кадров, а затем к падению прибыли.
Сравнение IQ и EQ: чем отличаются и что лучше
IQ – это традиционный показатель, который измеряет умственные способности. Он показывает, как хорошо человек может анализировать информацию, применять логику, а также работать с числовыми значениями, словами.
EQ, или коэффициент эм.интеллекта, помогает понять, насколько человек умеет работать со своими эмоциями.
Исследователи утверждают, что EQ более важен, чем IQ. К примеру, американский писатель, психолог Д. Гоулман в собственной книге говорит, что лишь 15% успеха начальника обусловлено его умственными способностями, в то время как 85% зависит от его интеллекта. Важно не только иметь хорошую идею, но и уметь донести её до других.
Есть немало примеров людей, которые достигли больших высот, не соответствуя традиционным представлениям о «хорошем образовании». Среди них М. Цукерберг, Ст. Джобс, И. Маск и А. Эйнштейн.
Таким образом, высокий уровень EQ помогает человеку добиться успеха как в жизни, так и в карьере. А развитый IQ не всегда гарантирует такие результаты.
Что используют для оценки
Для оценки уровня эм.интеллекта существуют разные тесты. Один из самых простых – это определить эмоции человека на фотографии. Самым известным способом измерения EQ является тест Холла. Он был разработан психологом Дэниелом Холлом, и его цель – понять, как люди воспринимают и обрабатывают эмоции. В тесте предлагаются разные сценарии или ситуации, и респонденту нужно выбрать, как бы он себя повел в этих случаях. Всего в нем тридцать вопросов. Результаты помогают понять, насколько развиты эмоциональные навыки человека, что может быть полезно в личной жизни и работе. Этот способ позволяет оценить эмоциональные способности без необходимости в сложных экспериментах или наблюдениях.
Как EQ влияет на работу руководителя
Люди обычно смотрят на своего начальника и ориентируются на его настрой. Именно он может вдохновить сотрудников.
Высокий показатель эмоционального интеллекта позволяет в управлении создавать не только атмосферу любви, счастья. Например, начальник может подгонять своих работников, если проект близок к несвоевременному завершению. Но делать это с помощью разных подходов: объяснять возможные плохие последствия, вдохновлять их успешными примерами или вызывать недовольство к конкурентам.
Разница между хорошими начальниками и плохими в том, что первые контролируют свои эмоции. Они могут вести серьезные беседы или, наоборот, улыбаться, подбадривать, понимая, что именно делают и почему. Такой управляющий внимателен как к своим подчиненным, так и к себе.
Чем хорош для команды
Лучше взаимодействовать с подчиненными получается у тех, кто обладает высоким уровнем эм.интеллекта. В результате, работники становятся более продуктивными, и компания достигает своих целей, включая финансовые. Это происходит за счет того, что управляющий внимателен к состоянию персонала и меняет свою манеру руководить в зависимости от случая.
К примеру, если он заметит, что один из коллег выглядит сердитым, он быстро постарается узнать причину, решить проблему.
Такие руководители проявляют свои сильные стороны в работе с людьми:
- Сплоченность коллектива. Создают крепкую команду, помогая людям лучше понимать друг друга, двигаться в одном направлении.
- Командный дух. Создают положительные взаимоотношения среди подчиненных, создавая комфортную обстановку.
- Удовлетворенность персонала. Привлекают людей к себе, потому что внимательно относятся к их потребностям, налаживают здоровые отношения.
- Мотивация работников. Умеют делиться своими идеями, вдохновлять коллег.
- Развитие каждого члена команды. Поощряют инициативу, максимально используя потенциал каждого человека.
Существует много вариантов наладить коммуникацию с коллективом. Например, простые реакции на смс в общих чатах или благодарности за хорошо выполненную работу.
Чем полезен для себя
На работе руководитель переживает множество эмоций, включая негативные. Многие менеджеры стараются игнорировать их, считая, что так контролируют свое состояние. Однако на самом деле это подавление, а не их управление. Подавленные эмоции не исчезают, они либо оказывают влияние на здоровье, либо проявляются с большей силой в ненужный момент. Кроме того, такое подавление снижает общую чувствительность, а человек начинает хуже воспринимать их. Чтобы избежать этой ситуации, важно понимать свои чувства и не скрывать их.
EQ в бизнесе
Сейчас многие профессии связаны с общением с разными людьми. Поэтому для успешной работы нужно, чтобы все в команде умели налаживать и поддерживать контакты, а также правильно общаться.
Подчиненные с высоким уровнем эм.интеллекта более мотивированы и легче адаптируются к изменениям. Он помогает им в стрессовых ситуациях и избегать профвыгорания. Они всегда готовы общаться, могут тактично отказывать, а также выражать свое мнение.
Как развивать
Интеллект и способности лидера можно развивать специально. Это нелегко, потому что в детстве многие из нас научились скрывать свои чувства. Из-за этого иногда трудно осознать, что мы чувствуем в тот или иной момент. Поэтому для развития нужно подходить к этому вопросу всесторонне.
Поработайте со своими эмоциями
Для этого задайте себе вопросы, например:
- Что я сейчас испытываю?
- В какой мере я это чувствую?
- Что является причиной этих чувств?
- Как мои чувства влияют на то, что я делаю?
- Могу ли я изменить их?
Важно развивать навык внимательности к своим эмоциям, чтобы уметь замечать их даже в напряженные моменты рабочего дня. Чтобы его тренировать, можно обращать внимание на свои чувства, когда смотрите сериал или заняты чтением книги. В такой обстановке это сделать проще.
Управляйте ими
Прежде чем начать регулировать своё эмоциональное состояние, задумайтесь, чего вы хотите достичь в данной ситуации. Например, подумайте, какие отношения вы хотите построить с собеседником и какой результат получить от разговора. После этого можно принять решение о том, как изменить своё настроение.
Существует несколько способов:
- Дыхательные упражнения – помогают изменить физсостояние.
- Анализ своих мыслей – они часто стоят за нашими переживаниями.
- Проговаривание своих чувств – способствует избавлению от плохого настроения.
- Физическая активность – способна снять напряжение и улучшить настроение.
Умение контролировать свои чувства – это основа. При работе с людьми важно сохранять чувствительность, но и подбирать такие реакции, которые приведут к лучшему результату. Умение управлять ими не подразумевает полного избавления от переживаний, а означает, что наши действия исходят из осознанного выбора.
Осознайте чужие эмоции
Чтобы лучше воспринимать состояние людей, следите за невербальными сигналами. К ним можно отнести разные – от мимики до языка тела, интонации. Например, если кто-то откидывается на кресле и улыбается, это обычно значит, что он чувствует себя спокойно. Если у человека быстрая и сбивчивая речь, скорее всего, он нервничает.
Чтобы понять другого, важно внимательно слушать его, задавать вопросы. К счастью, этому навыку можно научиться. Например:
- Остановите фильм и убавьте звук. Постарайтесь угадать чувства актеров. Затем увеличьте громкость, чтобы проверить свои догадки.
- Во время общения следите за реакциями близких. Попробуйте понять, какое у них настроение, а затем уточните, верно ли вы угадали.
Управляйте ими
Методы влияния на участника беседы зависят от ситуации, черт характера и ваших намерений.
В момент сильных переживаний человек не может эффективно мыслить
Чтобы работник вас услышал, сначала нужно помочь ему успокоиться. Например, когда вы даете фидбек сотруднику после встречи с трудным клиентом, сначала похвалите его за то, что он сделал хорошо. Когда он станет спокойнее можете перейти к обсуждению возникшей проблемы.
Люди лучше выполняют свои задачи, когда находятся в позитивном настроении
Организация добьется больших успехов, если удастся создать комфортную атмосферу для открытого обсуждения вопросов по работе.
Если вы хотите передать свое настроение другим, сначала сами должны его почувствовать
Довольно трудно вызвать у кого-то необходимое состояние, если вы сами его не ощущаете. В таком случае имеет смысл понять, какие слова и действия работников помогут достичь нужного результата.
Чтобы работать эффективно, нужно развивать свои лидерские навыки
Следите за тем, как вы ведете себя и какие методы используете чаще, а какие реже. Подумайте, какое воздействие вы хотите оказать на своих сотрудников, и выберите свой метод. Практикуйтесь до результата.
Идеи для новых подходов можно найти на тренингах или в книгах. К примеру, профессор ВШЭ, эксперт психологии личности в бизнесе с более чем 30-летним опытом работы Л.Кроль в собственной книге рассказывает о реальных ситуациях из жизни и дает советы о том, как находить подходы к своим сотрудникам, вдохновлять команду.
Вывод
Эмоциональный интеллект руководителя очень важен для успешного управления. Он помогает понять свои и чужие чувства. Это улучшает общение, создает доверие в команде, а также повышает мотивацию сотрудников.
Развивать свой эм.интеллект может быть сложно, но результаты стоят усилий. Если вы научитесь распознавать состояние других, понимать, почему они действуют так, а не иначе, и строить общение по правилам, которые вам нужны, это приведет к успеху как в жизни, так и в карьере.