Технологии развиваются по экспоненте, захватывая все новые сферы. Внедрение цифровой сферы и искусственного интеллекта в жизнь каждого человека состоялось за ничтожно малый срок – 30 лет. Логично ожидать не менее интенсивного развития. Пандемия 2020-2023 гг. и последовавшая за ней перестройка мировой ситуации наглядно показали, что случаи удаленной работы, имевшие место раньше – не просто дополнение к стандарту. Теперь это доминирующий тренд и новая реальность для большинства людей во всем мире. Примечательно, что после снятия локдауна, удаленный формат продолжает удерживать позиции.
Сегодня в России 59,8% всех компаний используют «удаленку» в той или ной степени. Хотя число дистанционных сотрудников все еще не превышает 1 млн. Рассматриваем, что будет представлять собой удаленная работа в будущем, с чем столкнется менеджмент и работники.
Тренды удаленной работы в 2025 году
Новые понятия последнего десятилетия, такие как фриланс, глобальная команда, виртуальный офис, домашний офис, коворкинг, требуют новых подходов к организации труда. Менеджменту приходится настраиваться. Ключевые тренды в 2025 году:
- Гибридная занятость. В 2024 году более половины всех компаний, использующих дистанционные методы работы, планировали гибридный вариант, с комбинацией обычных и домашних офисов. Сотрудники пользуются всеми преимуществами автономной работы, и в то же время имеют доступ к ресурсам офиса. А руководство оставляет за собой возможность контроля и мониторинга. Согласно опросу консалтинговой компании Accenture, больше половины сотрудников согласны на снижение заработной платы, если компания поддерживает удаленный или гибридный формат.
- Автоматизация. Гибридный формат требует новых средств контроля. В 2024 году российские поставщики решений в сфере HR-tech получили совокупную выручку больше 22 млрд. руб. А число популярных сервисов мониторинга и учета рабочего времени превысило 20 наименований, от универсального Toggl до Hubstaff, подходящего для крупных компаний. Аналогична ситуация с приемами адаптации сотрудников на новом месте, с развитием внутрикорпоративных социальных сетей (онбординг, нетворкинг): регулярно появляются новые решения. Системы Monitask, TravelLine, Kickidler и их аналоги помогают организовать работу в полуавтоматическом режиме, снижает ручную нагрузку на менеджмент. Они регистрируют показатели производительности, подсчитывают отработанное время, делают снимки рабочих экранов сотрудников, по выставленной руководителем схеме или в случайном порядке. Подробная информация помогает быстрее принимать управленческие решения, касающиеся организации труда. Каждая третья российская компания уже использует автоматизацию в сфере HR, а планировщики задач используют все удалённые команды.
- Цифровая защита. Увеличивается спрос на специалистов по цифровой безопасности, что прямо свидетельствует о выстраивании нового типа границ – не физических, а информационных. Количество утечек растет рекордными темпами. В 2023 году число утечек конфиденциальной информации по миру выросло на 61,5%, а стоимость 1 утечки к 2024 году достигла 4,24 млн. $, что на 10% больше данных за прошлый год. Удаленный формат формирует иное отношение к конфиденциальности, часть сотрудников допускают утечки по незнанию, другие намеренно продают базы данных. А также развивается киберпреступность, методы взлома. Все это вынуждает руководство уделять больше внимания цифровой безопасности. По подсчетам HeadHunter, рост спроса на специалистов по кибербезопасности за 2023 вырос на 31-55%. Наиболее высокие потребности у финансового сектора.
- Рост значимости корпоративной культуры. Как показывают исследования, удаленный сотрудник работает эффективнее, потому что фокусируется на результате. Но без навыка контролировать свою нагрузку, он достаточно быстро сталкивается с выгоранием. Занятость в выходные и праздничные дни усугубляется чувством изоляции. Согласно отчету, Gallup четверть всех удаленных работников регулярно испытывают чувство одиночества. При стандартном формате работы этот показатель равен 16%. А также удаленный формат негативно влияет на задачи, которые зависят от групповых усилий. Поэтому в 2025 году компании будет уделять больше внимания мероприятиям, направленным на поддержание корпоративного духа: тренинги, виртуальные совместные мероприятия, создание нерабочего пространства, регулярные созвоны, синхронизация основных событий при помощи рассылок. Системы мониторинга имеют функцию прозрачности: любой сотрудник видит, кому направлять запросы по проекту, кто отвечает за те или иные задачи, к кому обратиться в случае проблем.
- Этика, здоровье. Все больше специалистов уделяют внимание не только зарплате. Согласно опросу LinkedIn, 70% сотрудников не готовы работать в компании, ценности которой они не разделяют. Компании иначе формируют свое ценностное предложение, или Employee value proposition. А также выходит на первый план забота о благополучии работников. Чем лучше работает Well-being, тем меньше текучка, а сотрудники принимают более эффективные решения. Компании предлагают расширенные медицинские страховки, психологические тренинги, сеансы, обследования для сотрудников, организуют занятия спортом, проводят обучающие курсы, не связанные непосредственно с работой.
Адаптацию к удаленному формату называют одним из основных трендов в сфере HR в целом. Усиливается кадровый голод – 88% компаний сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров. Развитие искусственного интеллекта также требует настройки. Уже сегодня получили широкое распространение генераторы контента и аналитические инструменты для HR-менеджеров, облегчающие отбор сотрудников. Развивается сфера образования, тьюторинга, все чаще в роли наставников выступают чат-боты, в том числе внутрикорпоративные. ИИ помогает реализовать идею персонифицированного обучения. Помимо промптов для тайм-менеджмента появляются сервисы для облегчения управленческих решений, облегчающие сбор информации.
Преимущества и вызовы удаленной работы
Удаленная работа имеет множество плюсов для всех сторон, заключивших трудовой контракт. Сотрудники получают:
- Гибкий график, более эффективное планирование.
- Экономию времени. Начало уходить в прошлое понятие «простои на работе».
- Комфортную рабочую среду. Домашний офис, коворкинг обеспечивают новое понимание удобства – в котором комфорт можно реализовать индивидуально, с учетом уникальных потребностей работника.
Работодатель также получает новые выгоды:
- Экономию на организации и оснащении рабочих мест.
- Повышение эффективности. Нет простоев, у сотрудников более высокая мотивация на результат, а не от сидеть в офисе «от и до».
- Возможность привлекать подходящих специалистов со всех концов света, потому что нет привязки к географии.
Однако будущее удаленной работы не предполагает полное отсутствие терний. Удалённый формат предъявляет непривычные требования. Сотрудники сталкиваются со следующими проблемами:
- Множество отвлекающих факторов и свобода негативно сказываются на концентрации и организованности. Часть сотрудников страдает от прокрастинации.
- Необходимо организовывать собственное рабочее место. Выручает коворкинг и аренда отдельных помещений, но это увеличивает расходы.
- Без живых контактов многие операции работы становятся монотонными и приводят к выгоранию.
- Более высокие требования к безопасности. Необходима электронная подпись, хороший пакет антивирусной защиты.
- Удаленный формам не всем сотрудникам знаком, может потребоваться обучение.
- Программы мониторинга, особенно те, которые предполагают отслеживание действий работников при помощи камеры, повышают уровень стресса.
А работодателям нужно уделить повышенное внимание:
- Защите и безопасности. В 2025 году ФСБ выпускает новый приказ о повышенных требованиях к защите гос. тайны, а ФСТЭК вводит новые требования по защите информации государственных информационных систем, они действуют с марта 2025 года. Бизнес сталкивается с теми же вызовами и необходимостью обновлять стандарты технической безопасности.
- Корпоративной культуре. Современная система 8 часового рабочего дня выстроилась не за 1 день, Соответствующий декрет вышел в России только после Октябрьской революции, в 1917 году, хотя идея о таком режиме была сформулирована за 100 лет до этого, предпринимателем Робертом Оуэном. Новый удалённый формат также нуждается в периоде адаптации. Забота о корпоративной культуре помогает сократить утечку кадров и повысить их эффективность.
- Управлению производительности. Не все работники легко расставляют приоритеты, выдерживают границы между личной жизнью и работой.
Компании, вовремя среагировавшие на выгоды и вызовы удаленной работы, имеют преимущество. Аналитики Scoop Technologies и консалтинговой компании Boston Consulting Group совместно пришли к выводу, что компании, полностью перешедшие на удаленный форма, наращивают доходы в 4 раза быстрее.
Технологии, способствующие удаленной работе
Все активнее развиваются технологии, благодаря которым удаленная работа стала возможной, а ее будущее видится все более грандиозным:
- Сервисы для проведения онлайн встреч/видеоконференций: Zoom Business, Jitsi Meet, МТС Линк Встречи, Virtual Room. Обеспечивают эффект живого присутствия команды. Активно вытесняют стандартные форматы проведения бизнес-переговоров. Пока еще не распространены, но уже есть решения с использованием технологий, превращающих виртуальную встречу в полностью достоверный опыт (виртуальная и дополненная реальность).
- Облачные сервисы, инструменты управления проектами: Trello, Yandex Cloud, IaaS. Обеспечивают доступ к информации и приложениям компании в любой географической точке, собирают информацию и организуют работу команды.
- Системы кадрового мониторинга: SimpleOne HRMS, StaffCop, Инсайдер. С их помощью собирают информацию, оценивают результаты и состояние сотрудников, оптимизируют фонд оплаты труда.
- Корпоративные мессенджеры: Slack, Loop, VK Teams. Позволяют обмениваться сообщениями, файлами, видео-звонками, хранить информацию.
- Технологии защиты данных для бизнеса: DDos-GUARD, StormWall, Kaspersky Small Office Security и др. Выстраивают безопасность не только против вирусов. Но и предупреждают внутренние ошибки, способные привести к утечке информации. Частично функцию защиты реализуют сервисы для кадрового мониторинга.
В каждой категории уже насчитываются десятки актуальных решений. Каждое из них решает не одну задачу и имеет способности к интеграции, что позволяет создавать уникальную функциональную среду. Например, Slack успешно сотрудничает с Trello и Google Docs.
Управление командой в виртуальном пространстве
Дистанция между менеджментом и сотрудником требует новых каналов коммуникации и организации. Встречи проводят с помощью мессенджеров, сервисов для видеоконференций. Без системы управления проектом сложно представить удаленную команду больше 2 человек. В сервисах Trello или Asana выставляются задачи, назначаются ответственные и сроки, отображается статус задачи. Чат-боты берут на себя часть функций консультантов и HR-менеджеров, освобождая время на более творческие или сложные задачи. Системы учета рабочего времени уже внедрили больше четверти российских компаний. А к 2030 году объем HRM-систем на мировом рынке перевалит за отметку 56 млрд. $.
Итог – эффективный виртуальный офис, со всеми плюсами реального и без его недостатков. Комплект-минимум для удаленного офиса: внутренняя почта, видеосвязь, доступ к облачным сервисам, планировщик.
Уделяют повышенное внимание корпоративной культуре. Тимбилдинг успел обрасти мифами, но на самом деле это не просто походы в боулинг или выезд на природу с целью повеселиться. Эффективные регулярные мероприятия формируют команду – вместо комплекта сотрудников, улучшают внутрикорпоративную коммуникацию. Коллегам проще общаться, они лучше чувствуют свою личную вовлеченность в цели компании. Все это сказывается на результатах, может стать причиной новых прорывов.
Поддержание корпоративной культуры на расстоянии
Почти 40% фрилансеров сталкиваются с выгоранием. Избежать этого помогает правильное планирование рабочего времени и корпоративные мероприятия. Важна регулярность. Это могут быть ежедневные созвоны или совместные кофе-брейки с обменом неформальной информацией. Предприятия покрупнее – совместный выезд на мастер-класс – планируют раз в неделю/месяц. Раз в полгода, в год устраивают корпоративы.
Две наиболее популярные системы для управления командой, Trello и Asana, делают процесс работы прозрачным для всех сотрудников, создают общий канал коммуникаций. Любой член команды знает, куда обращаться с вопросами, когда будет выполнена задача, за что отвечает он и другие сотрудники. Это уже вложения в неформальный канал, но его мало. Для поддержания корпоративного духа специальные неформальные чаты и используют приложения well-being.
Перспективы и вызовы удаленной работы в будущем
Развитие удаленного формата несет выгоды и ставит непривычные задачи. Не споткнуться на этом пути помогут новые технологии. Ключевые тренды: развитие сервисов для автоматизации и инструментов для удаленной командной работы, использование ИИ, кибербезопасность.
Основные вызовы для менеджеров и сотрудников:
- Отсутствие четких границ между частной жизнью и работой.
- Недостаток психологической синхронизации между членами команды.
- Повышение рисков утечки ценной информации.
- Сложнее отслеживать производительность.
- Координация мультикультурных команд.
Частично эти вопросы уже решаются сегодня при помощи сервисов и приложений. Но их эффективность будет зависеть от качества их внедрения.
Удаленная работа в будущем прочно войдет в повседневную реальность. Яркое будущее ожидает тех, кто не пренебрегает возможностями настоящего и в курсе всех новинок. Постоянное самообучение и помощь сотрудникам в адаптации к новым технологиям помогут компании быстрее влиться в новую реальность и пользоваться всеми преимуществами удаленного формата.